16 февраля, в Неделю о блудном сыне, попразднство Сретения Господня, правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. равноап. Николая, архиеп. Японского, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентинская Республика).
Архипастырю сослужили секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин, клирики храма протоиерей Петр Гедеш и диакон Андрей Порохня.
После сугубой ектении архиерей вознес молитву о Святой Руси.
По отпусте Литургии был совершен благодарственный молебен ко Господу, славление празднику и равноап. Николаю, архиепископу Японскому, после чего Преосвященный владыка обратился к верующим с архипастырским словом:
«С праздником, дорогие отцы, братия и сестры, с воскресным днем!
Медленно, но верно приближается Великий пост, продолжаются подготовительные к нему недели. Сегодня, мы вновь слышали Евангельское зачало апостола и евангелиста Луки, где Господь наш Иисус Христос рассказал притчу о блудном
сыне (Лк. 15:11:32). Каждый из нас знает эту притчу.
О чем же все-таки, дорогие братия и сестры, подготавливая нас к святому посту, Церковь хочет нам сказать?
Уверен, все, что повествуется в Евангелии — актуально во всякий день и час нашей жизни. И эта притча, дорогие братия и сестры, описывает взаимоотношения отцов и детей. Разве что-то поменялось? Не то ли происходит и в наших семьях?!
Господь сказал, что у некоторого человека было два сына, и младший однажды решил, что достаточно ему жить в отцовском доме, попросил отца разделить имущество и отдать ему причитаемую долю, взял ее и перебрался подальше, решил стать самостоятельным. Там он протранжирил все имущество, и когда настал голод в той стране далекой, он начал нуждаться. Обращался к одному — не взяли, к другому — не взяли, а голод-то не тетка, кушать-то хочется, денег нет, купить не на что. Устроился он пасти свиней, да и рад был питаться тем же, чем их кормили, но никто не давал ему (Лк. 15:16). И вот наступило у него «просветление», пришел он в себя, сказав: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:17-19). Согласившись с задуманным, побрел он обратно в свой родной край…
Отец же, увидев его издалека сжалился, побежал ему навстречу, обнял его, пал на шею, поцеловал, а тот и говорит ему: «Отец! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15:21). Но отец повелел дать ему самые лучшие одежды, принести перстень, дать обувь, приказал заколоть самого упитанного теленка и устроил праздник по поводу возвращения сына.
Однако, был и старший брат, который в то время, как обычно, трудился на благо семьи. Приходит он в конце рабочего дня и вдруг слышит: издалека раздаются смех, радость, музыка. Он в недоумении: что такое? Вроде ничего не предвозвещало праздник, зовет и спрашивает слугу, а ему говорят: «Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым» (Лк. 15:27). Нет, чтобы порадоваться, ведь они долго не видели друг друга. Озлобился брат старший, не захотел в дом заходить. Отец узнал об этом, сам вышел к нему. А он ему в укор: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк. 15:29-30).
Как похожа, дорогие братия и сестры, эта притча, которую Господь сказал более 2000 лет назад, на наши взаимоотношения между родителями, духовными наставниками, отцами духовными, Церковью и чадами. Ведь что двигало младшим сыном? Им двигала самость! Им двигало то, что движет практически всеми нами в определенный возраст физического или духовного развития, когда мы считаем, что мы больше знаем, что мы лучше знаем, чем наши родители, чем наши наставники, чем Церковь со своими уставами и правилами. Мы, движимые своей самостью, своим самолюбием, уходим со всем тем накопленным за предыдущие годы, что дали нам наши родители, наши духовные наставники, чему Церковь научила нас! Берем это все, не наше, а то, что они нам дали, и уходим в далекую страну. Забываем о доме и Отечестве, о своих родителях и наставниках, о Церкви, о Боге забываем! И вспоминая Евангельское чтение вчерашнего праздника — встречи Господа нашего Иисуса Христа, удивляешься тому, что кто-то встречает Бога, а кто-то уходит от Него — от Отца Небесного. Уходит далеко, будто бы не увидит его там Бог, будто бы не узнают о нем родители, не услышат наставники. Живет как хочет, а опыта-то мало. Все, что воспринял за предыдущие годы — недостаточно, чтобы одному прожить. Так вот и терпим мы, дорогие братия и сестры, искушения, кораблекрушения, испытываем нужду и приходим в такое непотребство, что превращаемся в свиней и ведем себя хуже даже, чем эти животные, которые не могут голову поднять и посмотреть на небо, ибо так они устроены. И мы без Бога, без наставлений своих родителей, без Церкви и ее канонов и правил становимся похожи на этих животных. У кого-то бывают силы опомниться, как у этого младшего сына, а у кого-то ведь и нет. Так и погибают многие, влача свое нищенское греховное, страстное существование, уходят в нескончаемую и вечную тьму… А вот у кого хватает ума и сил, тот раскаивается, осознает свое неправильное поведение, возвращается в дом Отца своего.
Что же старший сын? К сожалению, и он напоминает нас… Обижаемся мы часто, хоть и живем в доме. Некоторые и живут в доме своих родителей, пытаются им помогать, слушаться своих наставников, поступать по установлениям Церкви, но точит их червь зависти, ожесточает сердце обидами и на отца, и на жизнь такую однотипную (дом — работа), беспросветную, как им кажется. Всегда же хочется иного, «лучшего», как у других… А методы врага рода человеческого, дорогие братия и сестры, одни и те же, что тогда, что и сейчас… И когда один возвращается, раскаивается, исправляется, другой обижается что того простили, приняли обратно, завидует, что «я тут живу, батрачу, нет мне никакого послабления, а тот накутился и вернулся»…
Дорогие братия и сестры, это в нашей жизни встречается на каждом шагу. И враг нисколько не изменил своей тактики. Как тогда он искушал людей, так и сегодня он искушает теми же самыми средствами, а мы, нисколько не становимся опытнее, ведемся на его искушения.
Что же, дорогие братия и сестры, мешает нам быстрее понять свои ошибки, вернуться? — отсутствие смирения, это, дорогие братия и сестры, не дает нам попросить прощения, не дает нам раскаяться, мешает нам исправиться. Враг рода человеческого настолько запутывает наши умы и сердца, что нет в нас сил признать свой неправильный поступок. А ведь каждый в такие моменты отступления, пусть неявно, но в глубине души, все равно осознает, что он неправ, видит, к чему привела его самость и гордость, но очень трудно признать свою ошибку. Сколько ошибок совершено в современном мире? И к чему эти ошибки привели? Мы все видим и понимаем — войны и смятения — вот следствия ошибок людей, которые сделали их и не могут признаться в том, чтобы исправить существующее положение. А почему происходит это? Почему отец лжи и всякой нечистоты одурманивает умы, не дает смириться? Да потому, что смирение, дорогие братия и сестры, это антипод гордости, а диавол — источник гордости, ведь она привела его к падению. Именно гордость, дорогие братия и сестры, по словам святых отцов, является корнем всех зол. Поэтому искуситель и шепчет нам: сколько можно смиряться? Сколько можно соглашаться с несправедливостью? Сколько можно идти на поводу у своего отца, у своего наставника? Сколько можно терпеть эти посты, эту молитву? Почему нельзя жить, как остальные? Зачем себя постоянно сдерживать, останавливать, ограничивать?.. Потому, что он знает: если человек смирится, тут же придет к нему раскаяние и покаяние, исправление и возвращение на правильный путь. Поэтому, дорогие братия и сестры, враг не дает нам сил подняться из грязи, в которой валяемся, не дает нам познать великую силу смирения, ожесточает наши сердца, озлобляет ум против сей великой добродетели, представляет нас «побежденными» если мы попросим прощения, если мы признаем свои ошибки, если вернемся на правильный путь. И страшит нас тем, что мы проиграем. А на самом деле, дорогие братия и сестры, в смирении кроется победа.
Будем молиться, дорогие мои, чтобы Господь дал нам сил признать свои неправильные поступки, вовремя попросить прощения, вернуться в дом нашего Отца, который всегда ждет нас и готов простить, прибегнуть к Его мудрости, добрым советам и наставлениям, смирить свои сердца, преклонить гловы. Ведь в доме-то лучше! Ведь с опытом наших родителей, примерами жизни святых отцов, беспрепятственнее и наша будет жизнь, чем если бы мы барахтались в тине своих страстей, грехов и гордости, своей самости. Дай нам Бог — это осознать, вовремя покаяться и вернуться на путь спасения. Аминь».
Просмотры (13)