9 июня 2024 года, в воскресенье седмицы 6-й по Пасхе, о слепом, праведного Иоанна Русского, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Архипастырю сослужили секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин, протоиерей Петр Гедеш и диакон Андрей Порохня.
После сугубой ектении архиерей вознес молитву о Святой Руси.
По отпусте Литургии был совершен благодарственный молебен и славление праведному Иоанну Русскому, после чего Преосвященный владыка обратился к верующим с архипастырским словом:
«Христос Воскресе!
С праздником, дорогие отцы, братия и сестры!
Сегодняшнее воскресенье — шестое воскресенье по Пасхе, именуется «Неделя о слепом». Во время Божественной литургии, мы как раз слышали повествование апостола и евангелиста Иоанна Богослова, как Господь исцелил слепорождённого человека. Но, прежде чем мы поговорим о недуге сего болящего человека, хотелось бы обратить особое внимание на вопрос апостолов, когда Христос подошёл к слепому. Они поинтересовались: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2). А Господь ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). Тем самым, дорогие братия и сестры, мы еще и еще раз уверяемся в том, что существует связь между грехом и болезнью.
И не только через личный грех мы можем быть обременены болезнью, но даже через грехи наших ближних. В послании у апостола Иакова мы также видим эту закономерную связь. Апостол пишет: «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак: 1:15) — поэтому, дорогие братья и сестры, чтобы понять, почему мы хвораем — мы должны обратить взор внутрь своего сердца и души, исследовать свою совесть. Так вот, чтобы увидеть состояние своего сердца и души, нужно иметь зоркое зрение.
Сегодня мы слышали, как Господь исцелил слепорождённого.
Некоторые толкователи данного евангельского зачала считают, что Господь, плюнув на землю, сделав кашицу и положив её на глаза слепому, тем самым сотворил отсутствующие органы зрения. Так как есть мнение, что у сего человека была врожденная патология и он родился без глазных яблок. Так или иначе, Господь исцелил его…
Мы знаем из анатомии и физиологии, что через органы зрения человек познаёт около 80% окружающего мира. А важен ли все-таки орган зрения в нашей жизни? На первый взгляд, отвечая на данный вопрос, мы скажем: «Конечно же, важен!» Однако внимательно читая данное евангельское зачало, мы можем с легкостью увидеть, что фарисеи, которые всегда сопровождали Господа, толпились возле Него, следили за Его действиями, во множестве своём проходили мимо сего больного и нуждающегося человека. Никому из этих зрячих людей и нужды не было даже и глядеть на какого-то уродливого нищего, сидящего при храме.
Но, Господь — Отец наш Небесный, Свет миру (Ин. 9:5), проходя мимо, остановился у около своего чада, который никогда не видел солнца и своих родителей и милосердно исцелил его. А вместе с тем, дорогие братья и сестры, Господь не только отверз ему зрение физическое, но и открыл ему очи душевные.
Сегодня мы празднуем память святого праведного Иоанна Русского, нашего соотечественника, который родился в конце XVII века в Малороссии и во время русско-турецкой войны служил в войсках Петра Великого. Он был взят в плен в 1711 году и продан в Малую Азию. Почти двадцать лет святой прожил в рабстве у иноверца. Он со всем усердием и покорностью служил своему господину. Из жития святого мы знаем, что первые годы над ним издевались и родственники господина, и другие рабы, и даже окружающие люди. Его силой пытались обратить в мусульманство. Но всё было тщетно.
Святой всё переносил с терпением и надеждой на особый промысел Божий, совершающийся в его святой и богоугодной жизни. Девятнадцать лет он прожил в трудах, тесноте и подвиге. Под конец его жизни, хозяин, видя такие усердие, ответственное служение, смирение, даровал ему возможность жить там, где он сам захочет. Но святой не только не возвратился обратно на Родину, но и остался там, где и прожил все эти годы — в углу на конюшне.
Почил в Бозе праведный Иоанн в 1730 году, тихо и мирно, причастившись Святых Божественных Тайн.
Так почему же, дорогие братия и сестры, сей удивительного подвига святой, наш соотечественник, молодой, крепкий, здоровый человек так поступил, когда была у него возможность вернуться в Отечество, встретиться со своими родными, может быть, еще и родители его были живы, и прожить свою оставшуюся жизнь в благополучии, среди своих православных ближних? А потому, дорогие мои, что он обладал зрением духовным!
Ведь, наравне со зрением телесным, физическим, христианин наделяется зрением духовным, которое позволяет обладателю видеть действующий в его жизни Промысел Божий и уверенно следовать ему.
А как его достичь, как обрести это духовное зрение? У нас есть заповеди Нового Завета — заповеди блаженств. И каждую Божественную литургию мы слышим их. Так вот в одной из них кроется ответ на данный вопрос: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8) — только через чистоту сердечную можно узреть Бога душевными очами.
А святой преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Невозможно иначе увидеть Бога, как только через точное исполнение Его заповедей, ни одну из них, не нарушая по лености или небрежению, но соблюдая и трудясь в них терпеливо и усердно» (Труд «Слова». Слово 61. Богословское второе.)
Вот, дорогие братия и сестры, где кроется средство к достижению остроты духовного зрения!
Теперь, нам предстоит ответить на другой вопрос: а важно ли зрение физическое для жизни вечной? Мы можем с уверенностью сказать: нет.
Ведь взирая на подвиг святого праведного Иоанна Русского, на подвиг и жизнь очень почитаемой в наши дни блаженной Матроны Московской, которая тоже родилась слепой, однако видели они окружающую реальность чистым сердцем и обрели вечные обители рядом с Отцом Небесным.
Дорогие братия и сестры, желаю всем нам обрести духовное зрение, посредством работы над чистотой своего сердца, чистотой своей души, посредством терпеливого и точного исполнения заповедей Божиих. И через то, каждому в своё время, подобно нашим святым сродникам, обрести Небесные обители. Аминь. Христос Воскресе!»
Просмотры (4)