В Неделю Торжества Православия епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина).

24 марта 2024 года, в Неделю Торжества Православия епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Архипастырю сослужили секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин, протоиерей Петр Гедеш и диакон Андрей Порохня.

После сугубой ектении архиерей вознес молитву о Святой Руси.

По отпусте Литургии был совершен благодарственный молебен ко Господу, после чего Преосвященный владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

«С Праздником, дорогие отцы, братья и сестры! С воскресным днем!

Завершилась первая неделя Великого поста. И по уже сложившейся традиции в многовековой истории Церкви, первое воскресенье поста называется Неделей Торжества Православия. 

Чтобы понять, почему оно имеет такое название, нам нужно вернуться в VIII век нашей эры. 

В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. На самом деле, закон возник не на пустом месте. Столетиями христиане почитали святые изображения должным образом, но с течением времени стали появляться крайности и суеверия. Получили распространение обычаи брать иконы в восприемники детям, примешивать краску с икон в евхаристическое вино и прочее. В дополнение ко всему присоединилась и политическая составляющая. Византийские императоры-иконоборцы считали, что монастыри отвлекали на себя слишком много ресурсов и людей в то время, как империя вела многочисленные войны. И это все вместе создало почву для запрещения иконопочитания. 

Более пятидесяти лет бушевала эта ересь, укореняясь не только в умах христиан ложными убеждениями, но силой и мечом византийских императоров. Монахов гнали, убивали. Иконопочитателей ссылали в отдаленные провинции на тяжёлые работы. Их мучили, жестоко карали. Погибли великие памятники церковного искусства. Лев III Исавр повелел прилюдно уничтожить чудотворную икону Христа, находившуюся над входом во дворец. Это возмутило народ. Поднялось восстание, которое было жестоко подавлено. 

Десятки тысяч людей были искалечены, а то и убиты в борьбе между почитателями икон и иконоборцами.  

Внук Льва III — император Лев IV Хозар, по одной из хроник, скончался от того, что раскопав могилу императора Маврикия, извлёк его корону, надев ее государь отравился трупным ядом. Но, если перефразировать — не бывает добра без худа. К власти пришла его вдова — императрица Ирина, которая выступала регентом при малолетние сыне Константине VI. В 787 году она созвала VII Вселенский собор, который осудил ересь иконоборчества и восстановил иконопочитание. 

Некоторые императоры придерживались этого постановления.

Однако, воцарившийся в 813 году император Лев V Армянин, вновь воздвиг иконоборчество, и на протяжении почти тридцати лет по всей Византийской империи возгорелся огонь преследований, гонений и убийств… 

В 843 году, продолжательница дела императрицы Ирины, вдова императора Феофила, царица Феодора — мать и регент при Михаиле III созвала поместный собор, который потвердил все законодательные акты VII Вселенского собора. Феодора низложила патриарха- иконоборца Иоанна VII Грамматика, и тем самым окончательно восстановила иконопочитание. 

В течение уже многих веков, дорогие братия и сестры, Православная Церковь помнит и чтит то, что произошло в первое воскресенье Великого поста 843 года. Тогда это было поистине торжество! Из тюрем выпускали всех заключенных почитателей икон, возвращали ссыльных, прекратились преследования и казни. Люди вновь могли открыто и без боязни чтить святые изображения поклоняясь первообразу. 

Но почему, дорогие братия и сестры, произошла вся та трагедия? Историки пишут довольно сухо — иконоборческая ересь возникла в том числе из-за неправильного понимания второй заповеди Моисея «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» (Исх. 20:4-5). И вот это неправильное понимание заповеди привело к более чем вековой трагедии в православном мире! 

А сколько неправильного понимания происходит в нашей жизни, дорогие братья и сестры? Многие не понимают, что нужно ходить в храм. Многие неправильно считают, что они начнут молиться, станут ходить в храм и регулярно посещать богослужения когда-нибудь в будущем. А некоторые и вообще заблуждаются до такой степени, что будут жить долго, многие годы, а то и десятки лет и ещё будет время на веру, религию и храм. Или считают, что сколько бы ни грешили, сколько бы не поступали плохо, Господь всегда простит и помилует. Что труд над своей душой на пути спасения можно начать когда-нибудь потом. Слышал как-то и такую фразу: «Вот буду старенькой, на пенсии, и буду в храм ходить»… 

Но это заблуждение, которое может привести к трагедии личной погибели души подобно тому, которое привело к трагическим последствиям неправильного толкования в VII — VIII вв. нашей эры. 

Враг человеческого спасения тот же. И его методы борьбы с христианами нисколько не изменились. Что они были в начале времен, что они есть сейчас. Немного изменились лишь методы борьбы. Но эта борьба продолжается и в современной нашей жизни. Заблуждения, которые сеет враг, не дают нам чисто исповедовать свою веру, они становятся преградой на пути дел милосердия. Эти заблуждения, неправильные толкования, суетные мудрования затмевают наш ум, опьяняют его бесконечностью милосердия Божия и «вечностью» нашей земной жизни. И все мы, в той или иной степени одурманенные этим, становимся невосприимчивыми к благодати Божией, отдаляемся, а то и вообще теряем Царство Небесное. 

Поэтому Господь, желающий «всем человеком спастися, и в разум истины прийти» (1Тим.2:4), говорящий нам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Иоан. 15:16) и посылает нам добрых людей, которые вразумляют нас. Господь посылает нам обстоятельства в жизни, часто скорбные, для того чтобы мы очнулись. Для того, чтобы «рецепторы» нашей души освободились от греховной зависимости и были восприимчивы к действию просвещающей, исцеляющей и спасающей благодати Божией.

Многие после потрясений вспоминают о Боге. Но, к сожалению бывает и такое, когда все встает на свои места, снова забывают и Церковь, и Бога. 

Так вот, чтобы не произошло этого с нами, нужно ежедневно, ежечасно, ежеминутно бороться с собой, нужно быть поистине воином Христовым, бороться не только сегодня и сейчас, но бороться всю свою жизнь до скончания. А если не будем иметь такого доброго произволения, не будем стараться, то ничего у нас и не получится. 

Дорогие братья и сестры, вспоминая сегодняшних наших святых, которым мы возглашали вечную память — царям Константину и Елене, благоверным князьям Владимиру и Ольге, патриархам, епископам, священству, боголюбивым людям, которые от века сохранили чистоту веру, будем стараться им подражать. Собственными усилиями, укрепляемые благодатью Божией, стяжать дух мирен. 

Им творить благие дела, дела милосердия к ближним, проявляя заботу и любовь, а через то и самому Богу. И уже здесь, в жизни временной, любовь, которая в нашем сердце соединяет нас с Богом, не разлучит нас с Ним и в жизни вечной. Аминь.»

По окончании богослужения, Преосвященный владыка поздравил прихожанку храма с днем рождения.

 

Просмотры (9)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *