В Неделю о Страшном суде епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина).

10 марта, в Неделю о Страшном суде епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Архипастырю сослужили секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин, протоиерей Петр Гедеш и диакон Андрей Порохня.

После сугубой ектении архиерей вознес молитву о Святой Руси.

По отпусте Литургии был совершен благодарственный молебен ко Господу, после чего Преосвященный владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

 

«С Праздником, дорогие отцы, матушка игумения, братья и сестры! С Воскресным днем! С Праздником, дорогие отцы, матушка игумения, братья и сестры!

Продолжаются подготовительные недели к Великому посту. Вчера на вечернем богослужении мы уже слышали на катавасии ирмосы Великого покаянного канона Андрея Критского, было чувство, что хор вот-вот споет и припев канона «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Великий пост, можно сказать, на пороге нашего дома, уже совсем рядом.

Сегодня заговенье на мясо, последний день перед Великим постом, когда христиане могут употреблять мясную пищу. Начинается Масленица, масленичная неделя, масленичные гуляния. Но перед тем, Святая Православная Церковь представляет нашему вниманию воспоминание Страшного суда. Сегодняшнее воскресенье так и называется — Неделя о Страшном суде.

В детстве, в храме куда я ходил, была и есть до сих пор старинная литография. Она очень старая, немного посеревшая от возраста. Висела рядом с входом, ближе к притвору, и всегда привлекала мое внимание. С одной стороны ее очень хотелось рассматривать, потому что вверху было изображение Небесного Царства. Она была разделена на две половины: вверху Царство Небесное с Господом, со всеми святыми, с Престолом Божиим, с предстоящими перед ним ликами святых. В середине был изображен большой Ангел. В его правой руке был меч, а в левой — весы. Он был величественный, с развевающимися длинными волосами, в красивых одеждах.

А внизу литографии было изображено то, что страшило — изображение огромного змея. На его теле были словно татуировки  с написанными человеческими грехами и страстями. И там тоже были люди: епископы в митрах, в красивых облачениях, с посохами, с жезлами; цари в коронах; монахи, священники с крестами; там были и богачи, и простые люди. Они словно отражались от того мира, который возвышался над ними, где также были и священнослужители, и люди всяких сословий. Только те радовались, а эти стояли в задумчивости, и с запечатленным ужасом на лице, так как они наблюдали все то, что происходит: как червь, древний дракон пожирает согрешавших людей. И были изображены котлы, и люди, сидящие в них: женщины и мужчины, которые кричали и вопияли, воздвизая свои руки кверху. Их глаза были устремлены на тот, горний мир, сияющий и радующийся. Именно  эта литография запечатлелась в моей памяти…

Святые отцы говорят, что Страшный суд застанет нас, как вор в ночи. Никто не знает, когда придет вор, который готовится, планирует, так чтобы никто ничего не увидел и не услышал, и даже не подозревал. Так и Господь придет неожиданно и все мы вдруг, во мгновение ока окажемся перед Христом и должны будем дать ответ. Сегодня апостол Матфей говорит нам, что «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф.25-31:33).

Критерием такого разделения будут дела милосердия. Апостол пишет, что тогда Господь обратится к стоящим по правую сторону и похвалит их: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36).

Затем Он обратится к тем, кто стоит по левую сторону и уже с укором произнесет то же самое. И апостол Матфей не раз повторяет и перечисляет дела милосердия. Для чего? Для того, чтобы мы уяснили себе то, что послужит критерием разделения  вечной жизни и вечного забвения. Но стоящие по правую, так и по левую сторону были в недоумении и говорили «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф. 25:37-40). Взаимоотношения с нашими ближними, а через то и с Самим Богом — вот критерий спасения!

Однако, братия и сестры, замечаем ли мы, представляя Страшный суд, что находится в самом его центре? Это Крест Господень! Крест, который стал орудием нашего спасения, станет для каждого и орудием вечного осуждения… Почему? А потому, что у каждого из нас есть личный крест, и подобно Господу, Церковь и святые отцы призывают нас распять плоть свою со всеми нашими страстями и похотями на сем кресте. Как? Посредством служения своему ближнему.

Ведь, что значит одеть нагого человека? Это значит заработать деньги, пойти в магазин, купить одежду, потратив свои деньги, зная, что этот бедный человек не вернёт потраченных средств.

А что значит принять странствующего? Матушка игумения знает, как в монастырях принимают странников. Она больше двадцати лет прожила в большом и древнем Толгском монастыре в Ярославской области. Она знает, как толпы паломников приезжают к Толгской иконе Божией Матери. Сестры с утра до вечера принимают всех их. А те, в свою очередь, со своими заботами, трудами, какими-то целями. Каждый из них преследует решение своих задач. И весь этот круговорот в течение дней, недель, месяцев, пока идет паломнический сезон. Сестры словно белки в колесе крутятся весь день, чтобы приготовить, накормить, убрать — с утра до вечера. И это большой труд.

Не говоря уже о посещении ближних в больницах и тюрьмах. А кто-то может быть и ухаживает за больным человеком. С какими большими трудностями встречается ухаживающий человек, к примеру, за парализованным. Ведь его надо умыть, подмыть, накормить, убрать. А там и запахи, и физические сложности, и прочие трудности. И не хочется, и сам болеешь, и спину надорвал, когда переворачивал или усаживал. И уныние нападёт, и раздражение возникнет, и со всем этим нужно справляться, чтобы не огорчать и без того больного человека. Ведь только одно слово написано в Священном Писании — «посетил больного», а сколько встречается на этом пути трудностей.

Проанализируйте свою жизнь, как часто вы посещали своих ближних в больнице? А почему не посещали? Потому что заботы века сего также являются причиной на пути исполнения данной заповеди о милосердии к ближнему.

А в тюрьмах еще тяжелее. Если в больницу мы более-менее можем беспрепятственно зайти, то в тюрьму надо заранее заказывать пропуск. И там совершенно другая атмосфера. Это и служение иное, и совершенно другое наполнение молитвенного пространства при тюрьмах.

Поэтому Господь и говорит об этих добродетелях милосердия, чтобы мы переступали через свое Я, чтобы работали над собой. Вот Церковь и напоминает нам о грядущем  воздаянии, представляя Страшный суд. Однако, страшен он не потому, что Господь придет нас судить. Святой нашего времени, преподобный Иустин (Попович) признает великим исключительным счастьем, что человека на Последнем суде будет судить именно Сам Господь Иисус Христос, а не сотворенное Им существо. По законам Его любви совершится праведный суд. Суд страшен тем, что там не потребуется объяснений, все наши дела, тайные поступки, помыслы будут говорить за нас и станут известны всем, и ангелам, и людям. Задумайтесь только над этим… От того суд не только страшный, но и ужасный. Ведь думать, мечтать мы можем обо всем, что угодно. Говорить одно, а делать другое. Улыбаться человеку, а внутри негодовать…

И тогда, дорогие мои, ни отец, ни мать, ни брат, не избавят каждого из нас от воздаяния…

Но всем этим ужасом, за всей этой страшной картиной есть и радость, которая заключается в том, что давным-давно, много тысячелетий назад псалмопевец Давид сказал: «Воздаждь ми радость спасения Твоего» (Пс.50:14).Ведь Страшный суд является конечным определением. С одной стороны ужас, страх и вечная погибель. А с другой стороны — радость спасения, вечная жизнь со Христом в Царстве Небесном, в радости со всеми святыми, которые угодили Богу, успокоение от тех трудов, которые человек подъял на пути спасения. Финиш. Точка, за которой уже не будет ни печали, ни болезни, ни воздыхания.

Так проснемся же, дорогие братья и сестры! Услышим глас Церкви, прочувствуем слова Евангелия, встрепетнёмся! Будем исправляться, встанем на путь спасения. Для этого нам всем есть еще время, чтобы очистить помыслы, чтобы жить по сказанному в Священном Писании, чтобы исполнять то, что Христос говорит. На самом деле это легко. Лишь наше греховное естество и враг спасения препятствуют нам на сем пути. Но человек — венец творения, наделен свободной волей выбирать будет он по нему идти или нет. Постараемся так пройти жизненный путь, чтобы обрести вечное спасение, и чтобы слова пророка Давида о радости спасения звучали и для нас, когда настанет время дать ответ. Аминь.»

Просмотры (6)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *