25 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, праздник Иверской иконы Божией Матери епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в храме святых Царственных Страстотерпцев города Мар-дель-Плата. Архипастырю сослужил настоятель прихода иеромонах Герасим (Войцеховский).
После сугубой ектении архиерей вознес молитву о Святой Руси.
За богослужением молились почётный консул Российской Федерации в Мар-дель-Плате, Никочее, Байя-Бланке, провинциях Чубут, Рио-Негро и Ла-Памба Кузнецов Юрий Николаевич, настоятельница женского монастыря во имя преподобномученицы Елисаветы города Алапаевска, Свердловской области, игумения Смарагда (Зыкова), прихожане и гости города.
По отпусте Литургии Преосвященный владыка обратился к верующим с архипастырским словом:
«С праздником, дорогие братия и сестры. С Воскресным днем!
Идут подготовительные недели к Великому посту. И сегодня, Святая Соборная Апостолькая Церковь предлагает нашему вниманию задуматься о великой христианской добродетели — смирении.
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6), сказано в Священном Писании.
Старец Паисий Святогорец пишет о смирении: «Смиренный» означает «имеющий благодать»! Если есть благодать на человеке, значит, он смиренный. А нет благодати, причем у него может быть множество других достоинств, – и он уже не может быть смиренным…
Смирение – от слова «мир». Это приобретение мира в душе.
Вот и Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Смиренный неспособен иметь злобы и ненависти: он не имеет врагов. Если кто из человеков причиняет ему обиды – он видит в этом человеке орудие правосудия, или Промысла Божия… Смиренный чужд самонадеянности». А вот тут, как раз, дорогие братия и сестры, нам есть над чем поразмышлять…
Мы все очень самонадеянны. Наша самонадеянность настолько велика, что мы, порою, надумываем себе обо всем, строим какие-то планы, представляем себе то, как и что должно быть, как должно развиваться и выглядеть. Но Бог говорит нам: «Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои» (Ис. 55:8). И часто бывает так, что Господь разбивает корабль нашего самонадеяния о камни житейского моря и мы остаемся ни с чем. Многие, когда терпят сие кораблекрушение озлобляются, разочаровываются: «Я думал так, а все произошло по-другому! Я планировал что будет одно, а произошло иное». Враг же спасения рода человеческого пользуется нашим бедствием, нашей наготой и так опутывает, что, порою, человек такой гордый, самонадеянный соглашается с помыслом — не буду ходить в храм. «Если люди поступают не так как я задумал, то зачем мне с ними общаться». Пойду в другой храм, найду других. Начинают бегать между храмами. А враг-искуситель ещё больше путает и показывает, что и в другом месте люди-то похожие, подвержены страстям и искушениям. И человек приходит к такой бедности духовной, что может бросить храм, полностью разочаровывается…
Вот к чему приводит наша самонадеянность и отсутствие смирения. Ведь смирение — это антипод гордости. Святые отцы называют гордость — корнем всех зол, всего плохого, что есть в мире и человеке.
Вот поэтому Святая Церковь подготавливая нас к поприщу Великого поста предлагает нам задуматься о смирении.
Некоторые говорят: «Вот я такой грешный, постоянно грешу, грешу и не могу исправиться, а раз не исправляюсь, значит не могу быть с Богом в Царстве Небесном», и приходят к мысли, не без врага-искусителя конечно, что молиться, поститься бесполезно, да и в храм-то вообще нет смысла ходить, …
Господь через притчу о мытаре и фарисеев показывает нам иное. Там есть такие, почти не приметные слова, что мытарь «пошел оправданным в дом свой более, нежели тот (фарисей)» (Лк. 18:14).То есть и фарисей оправдан ушел. А почему? Да потому, дорогие братия и сестры, что он благодарил Бога. И святые отцы учат нас за все благодарить: за скорбь, за радость, за все, что происходит с нами в жизни. Ценнее даже, когда мы благодарим Бога за скорби, а не за радости. Так вот и фарисей сказал: «Боже! благодарю Тебя» (Лк. 18:11), но потом продолжил «что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18:11). Вот здесь начала проявляться гордость фарисея. Он начал хвалиться перед Богом, «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк.18:11). Ведь он поступал правильно, чтил Закон. Это его и оправдало перед Лицом Божиим, однако, не в той мере, как грешного, но смиренного мытаря.
Раз фарисей хвалясь своими добрыми делами ушёл менее оправдан из притчи совершенно не следует, что всего того не нужно исполнять. Благодарить Бога, поститься, молиться, давать милостыню просто необходимо для христианина. Но совершать это нужно в простоте сердца и без гордости.
Будем стараться в нашей жизни быть достойными сей великой добродетели. Ведь смирение – это не душевная добродетель, не телесная, а духовная. Смирение имеет сверхъестественную природу. Господь может ею нас наделить только в ответ на наше большое старание. Отец Небесный на нашем жизненном пути учит нас смирению через обстоятельства, через наших ближних, но у нас плохо получается извлекать уроки. Будем стараться, дорогие братья и сестры. Стараться за все благодарить Бога, стараться с Божией помощью справляться с гордостью. Стараться извлекать уроки, из посылаемых Богом испытаний. Не противиться воле Божией, ведь мы знаем, как апостол Павел противился распространению христианства, как он искал христиан и приводил их на суды, и какие услышал от Господа слова на пути в Дамаск: «Трудно тебе идти против рожна» (Лк.9:5).
Не будем так поступать. У нас нет сил. Промыслу Божиему нужно покориться и тогда все вокруг встанет на свои места.
Будем просить у Бога помощи на земном поприще, чаще размышлять над тем, что предлагает нам Святая Церковь через Священное Писание. Прибегнем к Царице Небесной, обратимся с благоговением и верой: «…мою немощь посети, и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая». Аминь.».
Просмотры (11)