26 ноября, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Иоанна Златоуста, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Архипастырю сослужили секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин и диакон Андрей Порохня.
После сугубой ектении архиерей вознес молитву о Святой Руси.
По отпусте Литургии был совершен благодарственный молебен ко Господу и славление святителю, после чего Преосвященный владыка обратился к верующим с архипастырским словом:
«С Праздником, дорогие отцы, братья и сестры! С воскресным днем!
Сегодня Православная Церковь празднует память святителя Иоанна Златоуста, Патриарха Константинопольского. Святитель Иоанн Златоуст является учителем Церкви. Его в разные времена называли разными эпитетами — Златые уста, Богогласные уста, Богослов. Почему же Святая Церковь и по сей день так чтит святителя, который жил в IV веке?
Для ответа на этот вопрос нам следует познакомится с житием святого. Он родился в Антиохии в 347 году. Отец его умер рано, поэтому мать со всей ответственностью взялась за воспитание сына. Она вложила в него все лучшее, что можно было представить в те времена.
Будущий святитель получил блестящее образование. Он обучался у самых искуснейших на то время философов. Ему пророчествовали блестящее будущее. Уже в молодости о нем знала вся округа.
Но Златоуст решил отвергнуть мир со всеми его благами и соблазнами. Несколько лет будущий святитель занимался пустынническим деланием. В итоге, он вынужден был вернуться в Антиохию для восстановления здоровья. Вскоре Иоанн был рукоположен во диакона, а затем и во иерея.
Святители Божии прозревали у молодого священника особый дар проповедничества, возлагали на него обязанность проповедовать Слово Божие. Позже благодать Святого Духа возвела священника на престол архиепископа Константинопольского.
Переехав в столицу восточной империи, святитель и там стал вести аскетический образ жизни. Конечно, это не могло раздражать тамошнюю элиту, забывавшую о христианских добродетелях, привыкшую жить в распутстве, хорошо одеваться, вкусно кушать, за что святитель Иоанн и обличал их.
Однажды, его обличениям подверглись сам император и императрица. Император Аркадий любил и почитал святителя, но его супруга — Евдоксия воспылала к нему глубокой ненавистью за то, что он не только обличал ее саму в неправильных поступках, но и всех ее друзей и приближенных. Именно это и послужило к тому, что приспешники Евдоксии, в том числе и Александрийский Патриарх собрали неправедный собор, так называемый «Собор под Дубом», который несправедливо осудил святителя Иоанна низверг его с Константинопольской кафедры. Император Аркадий отправил осужденного в ссылку в Армению — на окраины Византийской империи. Но и там святитель Иоанн снискал большую любовь и уважение среди жителей. И это не понравилось злопыхателям. Они уговорили императора сослать святителя еще дальше, в Пинтус (нынешняя Пицунда в Абхазии). В то время это был край мира для жителей столицы.
Святителю Иоанну и в жару, и в холод пришлось пешком, под конвоем, идти в далекую местность. И так подорванное здоровье святителя, ухудшилось еще больше. В Команах силы оставили его. Причастившись Святых Тайн святитель Иоанн почил о Господе в 407 году, в возрасте 60 лет, оставив после себя множество писем и наставлении своим духовным чадам, друзьям, епископам, священникам. Множество трактатов и сочинений, а также толкования на тексты Священного Писания.
Далеко, и казалось в полном забытии, покидал бренный мир святитель, но последними его словами были: “Слава Богу за все!”
Правда Божия восторжествовала. Через много лет император Феодосий II послал посольство в Команы, чтобы взять тело святителя и перенести их обратно в столицу империи. Но воины, пришедшие на место, не смогли сдвинуть с места раку с мощами. Тогда император в раскаянии написал послание святителю, в котором просил прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание прочли у гроба святителя, положили на него и отслужили всенощное бдение, а после легко подняли мощи и внесли на корабль.
Конечно же, дорогие братья и сестры, вся жизнь святителя является поучением для нас. Но последние слова святого — это великое наставление для всех поколений. «Слава Богу за все!»
Ведь святитель Иоанн прожил наполненную скорбьми, трудами и заботами жизнь. В духовных подвигах и борениях он накапливал благодать Святого Духа. И за всю такую напряженную жизнь святитель Иоанн не хулил, не роптал, не отчаивался. Неизвестно ни одного письма, принадлежавшего перу святителя, в котором бы он роптал на свою жизнь. С благодарением Богу святитель Иоанн предал свою душу в руки Творца.
Сегодня мы с вами молились за Божественной Евхаристией. А что значит Евхаристия? Ведь слово «Евхаристия» в переводе с греческого и означает — «благодарение». Молясь на Литургии мы благодарим Бога за все Его благодеяния к нам, за Его спасение нас от греха, за участие в нашей жизни.
Однако, дорогие братья и сестры, святитель Игнатий (Брянчанинов) уже более 200 лет назад констатировал, что благодарение — редкая добродетель среди людей. И это действительно так. Если мы задумаемся о том, о чем мы молимся в храме, то поймем, что большую часть времени мы что-то просим у Бога. Мы просим здоровья, благополучия, финансовых успехов. Чего только мы не просим, кто на что горазд. И очень мало мы благодарим Бога в нашей жизни.
Человек, благодарный Богу и ближнему за нескончаемые благодеяния и сам склоняется совершать дела милосердия. Он доволен всей своей жизнью и не способен замыкаться в себе. Напротив, человек неблагодарный постоянно унывает от того, что не получает просимое. Сердце его озлоблено. Есть такое выражение: «Неблагодарный человек живет в доме, окна которого замазаны грязью». Этот дом весь окутан солнцем благодати Божией. Но человек неблагодарный не видит этого сквозь грязные окна. Ему темно и холодно. Поэтому такие люди озлоблены. Они не видят того, что творит Бог в их жизни. Они недовольны всем: домом, работой, друзьями, обстоятельствами, всей жизнью. Они завидуют, унывают от того, что не получают. Ибо гордость «замазывает» сердце человека «грязью» — завышенной самооценкой. Благодеяния Божии такие почитают за должное, считая себя достойными их, отсюда и неумение благодарить.
Поэтому, дорогие братья и сестры, очень часто мы не получаем у Бога просимое, ибо только чистое сердце и благодарное может с дерзновением молиться о благодеяниях в будущем. Перу святителя Иоанна Златоуста принадлежат такие слова: «как станет просить о будущем тот, кто не умеет благодарить за прошедшее?»
Но кому нужны наши благодарения? Богу? — Бог не нуждается в них, ибо Он Всеблаг и Вседоволен. Людям? — Но те, которые творят милостыню не ради корысти, а стараются жить по-христианских, спасаются, совершают это не ради какой-либо благодарности.
По мнению святых отцов, благодарения нужны нам самим! Ибо Бог, приемля благодарность, еще больше нам благотворит. Потому, что лишь сердце благодарное может вместить благодеяния Божии.
Задумаемся над этими словами, дорогие братья и сестры. Исследуем свою жизнь: больше ли мы просим или благодарим?
Научимся же благодарить. Вспомним о том, что на благодеяния в будущем может надеяться благодарный. Постараемся исправимся.
«Станем же благодарить за благодеяния, не только нам оказанные, но и другим; таким образом мы в состоянии будем истребить и зависть, и утвердить любовь и сделать ее искреннейшею. Ты уже не в состоянии будешь завидовать тем, за кого благодаришь Господа… Такое благодарение освобождает нас от земли и переселяет на небо и делает из людей ангелов» (Свт. Иоанн Златоуст). Аминь.
С Праздником, дорогие братья и сестры!»
Просмотры (7)