25 июня 2023 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Архипастырю сослужил диакон Андрей Порохня.
После сугубой ектении архиерей вознес молитву о Святой Руси.
По отпусте владыка Леонид обратился к верующим с архипастырским словом:
«С Праздником, дорогие братья и сестры! С воскресным днем!
Сегодня во время Литургии мы слышали евангельский эпизод, конторый является одним из наиболее актуальных в нашей жизни. Господь, вразумляя нас, говорит: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф.6:25).
Конечно, услышав эти слова, может возникнуть недоумение. Как это так, не заботится о том, что покушать, попить и как одеться? Очень многие обращают на это внимание. Выходя на улицу, думают о том, как они одеты, оценивают, как одеты другие.
Господь приводит замечательные примеры, которые помогают понять, как именно соблюсти слова Христа.
«Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф.6:26, 28-30).
Конечно, сие не означает того, что нам нужно сидеть дома на печи и ждать, что на нашем столе вдруг появятся яства, а в шкафах одежда и все необходимое для нашей жизни. Но заботы об этом не должны превышать главного — забот о спасении души, о своем внутреннем устройстве.
Господь говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*» (Мф.6:24).
Поэтому Господь призывает нас заботиться прежде всего о душе. Ведь что такое маммона? Кто читает Евангелие, тот видит, что возле этого слова есть сноска с пояснением. Под этим словом понимается богатство.
Хотя и называемся мы православными христианами, однако очень много времени у нас проходит в заботах века сего, что значительно превышает время нашей молитвы, время посещения храма. Даже дома мы ухищряемся не помолиться, а в храме стоять не внимательно, бегать туда-сюда, разговаривать друг с другом…
Вчера во время Литургии мы слышали слова Христа: «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф.7:24). А сегодня мы слышали евангельские слова, как нам нужно жить, чтобы спастись. И эти слова актуальны во все времена!
Почти на каждой иконе, изображающей Христа мы видим открытое в Его руках Евангелие. Оно открыто на очень любвеобильных словах: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:27-29).
Господь призывает нас научиться кротости и смирению. Это очень необходимые в нашей жизни добродетели. Когда у нас нет кротости и смирения, то в нас возникают гордость и раздражение, осуждение, которые отдаляют нас от Бога. Вот и ходим мы, ища что нам поесть и попить, во что одеться, забывая о главном на потребу. Господь предлагает нам успокоение, но мы не слышим… Устремляем взоры свои повсюду, только не в свое сердце. А Господь говорит: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф.6:22-23).
Здесь око, со слов батюшки Иоанна Кронштадтского, следует понимать как разум. «Разум должен быть путеводною звездою для сердечных движений и проливать в сердце свет веры и естественных познаний; движения святые, добродетельные он должен поддерживать и питать размышлением, а движения греховные, страстные сейчас отсекать как гибельные для души и противные Богу — Законодателю. Потому-то и совесть называется практическим умом».
Конечно, как говорится в русской пословице «жизнь прожить — не поле перейти». В жизни встречается многое. Придем же на призыв Господа, сами обратимся к Нему. Только Господь может все исправить: умирить вражду, успокоить завистливое сердце, подать любовь, исправить греховную жизнь. Нам лишь только нужно чаще обращаться к Нему, учиться всецело уповать на Бога, довериться Ему. Чтобы первостепенной задачей для нас действительно было спасение, исправление, милосердие к ближнему. Промолчать, где не стоит говорить и сказать там, где это нужно.
Вот в этом и заключается жизнь по Богу. На самом деле это не сложно, но все, что написано в Евангелии требует определенного навыка. Если приобрести сей навык, то тогда и жить будет проще, и лучше. И временная жизнь перетечет в вечную. А то, что мы приобрели здесь, станет для нас залогом в будущей жизни.
Помоги нам всем Господь, Матерь Божия, все святые приобрести сей навык. Уповать на Бога, как ребенок уповает на своих родителей. Только так можно спастись и обрести Небесное Царство. Аминь.
Перед тем, как мы совершим Благодарственный молебен с прошениями Богу об умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы, хотелось бы несколько слов сказать о той ситуации, которая в эти дни возникла в Отечестве нашем. Ситуация соблазнительная, не хорошая, отягчающая и без того нелегкое положение. И многие из нас, читая новостные публикации, приходят в негодование, ропот и осуждение того неправильного поведения отдельных людей, пытающихся внести раскол в обществе своими предательскими действиями. Однако, дорогие братья и сестры нам нужно стараться избегать этих чувств. Ничего доброго эти чувства не приносят ни нам, ни окружающим. А вот, если помолиться Богу, если попросить у Него помощи, умножения любви, вразумления для тех людей, которые так своими действиями ослабляют и разрывают народное единство, то Господь обязательно поможет. И их исправит, и нас умирит.
А в отношении тех людей и подобных им, давно уже был дан известный комментарий. Еще Александр Васильевич Суворов как-то сказал: «Для Отчизны наибольшая опасность не во внешнем вороге таится, а в собственных ее идиотах».
Помолимся Богу, чтобы Он вразумил, умирил и исправил тех, кто поступает неправильно. И за нас самих, и за наших ближних, потому что смотря на ближнего, мы часто не замечаем того, что рядом. Говоря о других, не замечаем того, что сами делаем. Осуждая ближних, не видим, что говорим и помышляем сами. Поэтому молясь о тех, которые поступают неправильно, будем просить у Бога помощи, чтобы и самим становиться лучше.»
По окончании проповеди был совершен Благодарственный молебен с прошениями о умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы.
Просмотры (9)