21 мая 2023 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Архипастырю сослужили секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин и диакон Андрея Порохня.
После сугубой ектении архиерей вознес молитву о Святой Руси.
По отпусте Литургии было совершено славление святому апостолу, после чего Преосвященный владыка обратился к верующим с архипастырским словом:
«Христос Воскресе! С Праздником, дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня, в шестое воскресенье по Пасхе, святая Православная Церковь предлагает нам Евангельский эпизод, в котором Господь наш Иисус Христос исцелил слепорожденного человека (Ин. 9:1-38).
Господь, когда шел со Своими учениками, увидел слепого человека. Как описывает апостол и евангелист Иоанн Богослов, Господь сделав кашицу из плюновения, возложил ее на глаза слепца. Затем Он послал его в Силоамскую купальню, чтобы тот умылся. Человек сделал все точно так, как повелел ему Христос, и прозрел (Ин. 9:6-7).
Это маленькая толика из того евангельского эпизода, который мы сегодня слышали. Даже если кто-то не понял или не разобрал, о чем именно читалось в Евангелии, то по времени чтения можно было понять, что евангельское повествование было длинным. Всего лишь несколько строк в этом повествовании уделено исцелению человека как таковому. Все остальное повествование, дорогие братья и сестры, мы слышали о том, как фарисеи обсуждали то, что сделал Христос с этим человеком. Они все спрашивали его: Как да что? Кто исцелил? Кто Он? Почему исцелил? И пришли к выводу: Кто исцелил болящего — «Человек Тот грешник» (Ин. 9:24).
А почему? Да потому, дорогие братья и сестры, что опять была суббота, когда по закону Моисееву нельзя было ничего делать. А Христос не только сделал брение, да еще и послал человека в купальню.
Спрашивали они все исцеленного да спрашивали, и никак не верили ему. Пригласили его родителей. «Напали» с допросами на родителей. «Ваш ли это сын?» — спрашивали они. «Да, это наш сын», — ответили родители. «Действительно ли он родился слепым?» — продолжали они. «Да, родился слепым», — ответили родители. «Как он стал теперь зрячим?» — интересовались они. То, да потому…
Но родители сказали: «Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет» (Ин. 9:21). Ответили они так потому, что боялись быть отлученными от синагоги. Ибо иудеи сговорились, кто признает Иисуса Христом того отлучать от синагоги (Ин. 9:22).
И опять фарисеи стали задавать те же самые вопросы бывшему слепцу. Исцеленный человек уже не вытерпел и сказал: «Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он» (Ин. 9:27-28).
А человек ответил им, что это и удивительно для учителей закона не знать откуда Он. «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9:30-33).
На что фарисеи сказали ему: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон» (Ин.9:34).
Как многое значит для нас, дорогие братья и сестры, зрение! Ведь посредством органа зрения мы познаем бóльшую часть окружающего нас мира. И как через орган зрения мы познаем окружающий мир, так и через зрение духовное мы можем познавать духовный мир, духовную составляющую нашей жизни. Как зрение физическое важно для человека, так и зрение духовное важно, и даже важнее, чем зрение физическое.
Господь, исцеляя этого человека, исцелил его не только физически, но и духовно. Поэтому, сей человек так прямо и с дерзновением разговаривал с фарисеями. И именно поэтому он потом произнес: «Верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9:38).
Господь сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин.9:39).
Фарисеи, учителя закона, лучше других знали Писания и все то, что предвозвещало рождение Христа, место, где Он должен был воплотиться. Однако, они остались слепыми, не приняли Мессию, ополчились на Господа и преследовали Его. А те, кто был слеп, как этот слепец, прозрели. Грешники и мытари с открытым сердцем приняли проповедь Христа и обрели Небесное Царство.
Что же мы, дорогие братья и сестры, почему и в наше время, актуально повествование о слепом? Да, мы рождаемся во грехе и уже «слепы», но во время крещения мы исцеляемся, мы прозреваем.
Однако, дорогие братья и сестры, этого для многих остается недостаточно, потому, что жизнь человека не заканчивается купелью крещения. Человек продолжает жить на земле, и его зрение начинает притупляться от грехов и страстей. Многие могут быть хорошими родителями, но не воспитывают своих детей в вере. Или у верующих родителей дети становятся атеистами или холодно относятся к Церкви. Бывает, что человек отзывчивый, сострадательный, понимающий ближнего, но не верующий. А что сказать о тех, кто считает себя верующими?
В большенстве своем те, кто позиционируют себя верующими и даже посещают церковь часто не знают богослужений, не понимают текстов, порой полностью дезориентированы в храме. Можно продолжить и сказать, что многие дома не молятся, ходят в храм лишь по праздникам, а когда приходят, то просто ставят свечу, поглядят друг на друга, несколько минут постоят и уходят домой. Вот и вся церковная молитва таких христиан. Бывает и такое, когда верующие собираются в храм на богослужение, уже строят планы о том, что они будут делать после богослужения, и думают, что сейчас немножко постоят, помолятся и пойдут заниматься своими делами. А стоя на службе обдумывают подробности своих планов на день…
Другие унывают от того, чего не достигли и совершено не ценят то, что имеют. Ропщут на скорби, ропщут на здоровье, на жизнь, на погоду и прочее. Так и проживают всю свою жизнь!
Сколько раз на этом месте было сказано о том, что время от того, как мы пропели «Отче наш» и до причастия, когда священник выходит на исповедь, это не пауза, не время для отдыха или расслабления. Ведь это одно из самых святых мест богослужения, когда хлеб и вино становятся телом и кровью Господа нашего Иисуса Христа, именно в этот момент надо стоять, как свеча на подсвечнике, и обращать свои мысленные взоры за преграду иконостаса, там, где на престоле восседает Царь царей и Господь господствующих. Именно в это время нужно обращать свои взоры ко Господу и просить Его о том, чтобы прозреть духовно. Что обнаруживаем мы? Болтовню в храме. «Молитвенники» уходят в притвор, к кассе, начинают заниматься своими делами. Таким образом, проявляя свое нежелание обращаться к Господу в сей момент. Считают, что настало время, когда можно отдохнуть, сходить попить чай, обсудить свою жизнь, поговорить с ближними, пообщаться, и отворачиваются от пришедшего с небес Спасителя. Во время богослужения ходят туда-сюда.
Правильнее было бы, дорогие братия и сестры, стараться организовать свои мысли таким образом, чтобы поменьше думать о заботах века сего, но благополучно и качественно молиться на богослужении. Кто из нас каждый день присутствует на богослужении? Никто, дорогие братья и сестры. Богослужения у нас не каждый день. Так неужели, когда мы все же приходим в храм и посещаем богослужение, мы имеем право так поступать: бегать туда-сюда, отвлекаться, празднословить, выходить из храма, отвлекать других… Нет, дорогие мои! Надо стараться, как можно качественно провести это время, с пользой для своей души. Ведь храм — это отражение неба на земле. Тем более, что из-за разных причин многие не могут посещать все совершаемые богослужения.
Вот и Церковь, устами пророка Исаии, говорит: «Господи, кто поверил услышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» (Ис 53:1). «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6:10). А жил пророк Исаия за много сотен лет до пришествия в мир Спасителя. Что изменилось в нашей жизни с времен Ветхого Завета? Ничего, как показывает практика. Поэтому, видя не видим, и слыша не слышим, и сердце у нас настолько огрубело, что не можем прийти к Богу и обратиться к Нему. Строим из себя верующих, строим из себя людей, практикующих свою веру, а на самом деле ничего из себя не представляем. И какой ответ мы дадим Воскресшему Христу, когда настанет время нашего личного воскресения…
Погрязшие в унынии, в отчаянии, в озлоблении, в зависти, в гордости, в расслаблении, в лености и не имеющие даже желания обратиться и исправиться.
Прозрение, дорогие братья и сестры, наступит только тогда, когда человек наконец поймет, что он, сам по себе, ничего не стóит и ничего не значит, что Христос для нас — и Жизнь, и Истина, и Путь (Ин. 14:6)!
Сегодня мы празднуем память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, через которого Господь Иисус Христос усыновил всех нас Своей Пречистой Матере. Мы все чада Царицы Небесной. Но когда произошло это усыновление?
Тогда, когда Христос страдал на кресте, когда Он умирал за наши грехи. И это усыновление, дорогие братья и сестры, происходит действительно только посредством Креста Господня, только через принятие и несение личноно креста. Только в этом случае мы можем стать настоящими сыновьями и дочерьми Пресвятой Богородицы Марии.
Дай нам Бог, быть настоящими христианами, не только словом, но и делом. Любить Бога не только словом, но и делом. Посещать богослужения несмотря на невзгоды, проблемы и разного рода обстоятельства. Стараться провести время богослужения качественно и с пользой для души. Не соблазнять наших ближних. Ведь если язык наш не умолкает и рот не закрывается, то по крайней мере, не искушать других. Чаще задумываться над тем, что если я выйду из храма во время службы, то и другой пойдет. Если я начну разговаривать, то и другой начнет. Если я стану лениться, то и другой, увидев меня, станет лениться.
Давайте, дорогие мои, быть благодарными Богу за все, что имеем. На самом деле у нас многое есть, но мы слепы, чтобы видеть благодеяния Божии.
Самый главный дар, который у нас есть, это наша вера. Ведь Господь уже призвал нас к Себе. Половина дела спасения сделана. Остальная половина дела остается за нами — быть достойными призвания Божьего. Стараться меняться к лучшему. Когда мы падаем — вставать, бороться со своими грехами, ленью и страстями, чтобы быть зрячими не только физически, но и духовно. Аминь.
С праздником, дорогие отцы, братья и сестры! Христос воскресе!»
Просмотры (17)