В Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина).

14 мая 2023 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Архипастырю сослужили секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин и диакон Андрея Порохня.

После сугубой ектении архиерей вознес молитву о Святой Руси.

По отпусте Литургии было совершено славление иконе Божией Матери «Нечаянная Радость», после чего Преосвященный владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

«Христос Воскресе! С Праздником, дорогие отцы, братья и сестры!

Продолжаются светлые пасхальные дни и сегодня, в пятую Неделю по Пасхе, Святая Церковь предлагает для нашего внимания Евангельский эпизод, в котором Господь наш Иисус Христос встретился с самарянкой (Ин.4:5-42).

Господь возвращался с апостолами из Иудеи в Галилею и проходил через ненавистную иудеям Самарию, так как считали ее жителей грешниками, язычниками, которые, хоть и приняли Пятикнижие Моисея, но отвергали другие книги Ветхого Завета.
Это было около полудня, и Господь, утрудившись от дневного пути и зноя, сел рядом с колодцем, который праотец Иаков дал в пользование своему сыну Иосифу. И как мы узнаем из предстоящего диалога, что Иаков пил сам из этого колодца, его дети и весь скот (Ин.4:12).

Вот тут, возле этого колодца и сел Господь, а апостолы пошли в город, который апостол Иоанн Богослов называет Сихарь, чтобы приобрести еду для укрепления физических сил. Господь остался возле этого колодца, и это было промыслительно, дорогие братья и сестры. Несмотря на то, что иудеи относились к самарянам нехорошо, Господь все знал, кто там живет и какие помышления у людей. Господь встретил женщину, которая по обычаю своему пришла к колодцу, чтобы наполнить водой кувшин. И Господь обращается к ней с просьбой, чтобы она дала Ему воды. Женщина ответила с удивлением: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4:9). Но, Господь ответил ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10).

Конечно, услышав такие слова, женщина сразу ухватилась за них и говорит: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин.4:15), а Христос сказал ей, опять же, предвидя ответ: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин.4:16). Она сказала ему: «У меня нет мужа». Господь говорит: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин.4:17-18). И тогда самарянка «очнулась», она вдруг поняла и говорит: «Вижу, что Ты пророк» (Ин.4:19). И начала спрашивать у Христа вещи духовные, где правильно поклоняться Богу, ибо иудеи, построившие в Иерусалиме Храм считали, что только в нем слышит их Господь, а самаряне, некогда отвергнутые иудеями за то, что смешались с язычниками, и тоже построившие на горе Гаризим храм, считали, что именно в этом храме Господь их слышит. И поэтому женщина, будучи терзаема такими глубокими вопросами, начала задавать их Христу.

На что Господь отвечает ей: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:23:24). И эти времена давно настали, дорогие братья и сестры. Господь говорил и о всех нас в том числе. Мы ведь и не в Самарии живем, и не в Иерусалиме, и поклоняемся Богу, верим в Бога, приходим в храмы, и Господь слышит наши молитвы…

Тогда женщина говорит: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (Ин.4:25). Несмотря на то, что самаряне не приняли остальные книги Священного Писания, они также ожидали Мессию, но ожидали его правильно, нежели богоизбранный народ. Они ожидали его как Пророка и Мессию. А иудеи — как земного царя, обладающего военной силой, который избавит их от ненавистного римского гнета и восстановит иудейское царство. Однако, Господь указал ей, сказав, что «спасение от Иудеев» (Ин.4:22), так как все Пророки и Писания, отвергнутые самарянами, говорили о Мессии, который должен был прийти из среды богоизбранного народа.

Господь сказал: «Это Я, Который говорю с тобою» (Ин.4:26).
Женщина оставила свой кувшин, побежала в город и начала звать всех, кого встречала, и говорила: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин.4:29). Весь народ пришел к колодцу, где сидел Христос. После, они говорили ей: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин.4:42).
Господь пробыл в Самарии два дня, и эти два дня стали для жителей источником живой воды, текущей в жизнь вечную!

Господь обещал женщине дать Воду Живую. О чем же говорил Христос? Господь говорил о благодати Святого Духа. Как восприняла ее самарянка?

Беседа с самарянкой большой урок и для нас, дорогие братья и сестры. Урок смирения, урок веры, урок духовного изменения. Господь обличил ее. Он сказал ей о том, возможно, что она скрывала от многих. Но как она отнеслась к этому? Она не стала браниться на него, «откуда ты узнал, кто тебе сказал?» Не начала его подозревать.
Она не стала обижаться на него, что Он вот так взял и обличил ее в неправильных действиях. Но она стала спрашивать у Него сокровенные вопросы духовного характера. Также, она не стала узнавать у встретившегося ей Человека — Пророка о каких-то житейских заботах, хотя, возможно, они были у нее. Она начала спрашивать у Христа о духовном и в итоге, пришедшая с кувшином, сама стала сосудом благодати Святого Духа.
Почерпнув от Христа Живую Воду, она пошла раздавать эту Воду всем своим знакомым, соседям, родственникам, соплеменникам, став апостолом для Самарии. И мы знаем, дорогие братья и сестры, что в будущем эта самарянка Фотина со своими сыновьями Виктором и Иосией пострадали за Христа, восприняли великие мученические венцы. Они стали источниками Живой Воды, текущей в вечную жизнь не только для себя, но для соплеменников и для всех нас.

Однако, братия и сестры, чтобы принять божественную благодать Святого Духа нужна вера! Ведь Господь Сам говорил: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. (Ин. 8:51).
Нужно быть верующим человеком, чтобы воспринять благодать Святого Духа. Как может Господь дать благодать Святого Духа и как может поселиться сия благодать в сердце человека неверующего, в сердце человека, отвергающего Бога, в сердце атеиста? Поэтому, дорогие братья и сестры, чтобы воспринять сию благодать, нужно иметь веру. Господь сказал Фоме: «Блаженны не видящие, но верующие» (Ин.20:29).
Именно посредством веры человек становится сосудом, куда вселяется благодать Святого Духа.

А апостол Павел сказал: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:14).
Именно поэтому, дорогие братья и сестры, мы, в пятую Неделю по Воскресении Христовом, вспоминаем уверовавшую самарянку, воспринявшую благодать Святого Духа, встретившуюся со Христом и прорастившую семена веры в огромное дерево, под которое укрылись многие ее соплеменники.

Желаю вам, дорогие братья и сестры, по примеру самарянки, иметь глубокую и деятельную веру, чтобы эта деятельная вера посредством добрых дел, дел милосердия стала источником божественной благодати, текущей в вечную жизнь, в Царство Небесное. Аминь.

С праздником. Христос Воскресе!»

Просмотры (26)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *