В Неделю 1-ю Великого поста, Торжество Православия, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина).

5 марта 2023 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжество Православия, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Архипастырю сослужили секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин и диакон Андрея Порохня.

После сугубой ектении архиерей вознес молитву о Святой Руси.

По отпусте Литургии, был совершен чин Торжества Православия, после чего владыка Леонид обратился к верующим с архипастырским словом:

«С праздником, дорогие отцы и братья, и сестры. С воскресным днем!

Сегодня в Священном Писании, в Евангелии Иоанна, мы слышали о том, как Господь наш Иисус Христос призвал двух своих будущих апостолов. Придя в Галилею, Он встретил Филиппа. Филипп, в радости, что обрел Мессию, побежал к Нафанаилу и сообщил ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин.1:45-49).
Нафанаил понял, что перед ним стоит не просто человек, потому что Христос не мог его видеть в тот момент. Возможно, Нафанаил переживал какие-то особые чувства в тот момент, и Христос прозорливо знал это. Сии два ученика, Филипп и Нафанаил, стали впоследствии ближайшими из 12 учеников Христа и пострадали за Него и за веру до смерти.

Дорогие братья и сестры, мало некогда уверовать, важно остаться в вере до конца своих дней. И в Евангелии мы читали, что даже при жизни Христа, когда Он проповедовал, некоторые ученики покидали Его. Однажды Христос сказал: «Никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин.6:65-66).
Некоторые толкователи этих стихов Священного Писания говорят, что Христос тем самым обличил неверующих «учеников». Можно считать себя учеником Христа, можно даже в храм приходить, можно называть себя христианином, но на самом деле не быть таковым, и многие в наше время своими делами и поступками подтверждают это…
Так вот, дорогие братья и сестры, после крестной смерти Христа, после Его Вознесения, в течение почти 1000 лет Церковь претерпевала многие испытания. На долю верующих выпало очень много потрясений, в числе которых были ереси — ложные учения, искажающее истинную веру. И эти учения повергали многих в погибель. Их родоначальники увлекали за собой тысячи людей. Последней такой ересю была иконоборческая ересь. Защитники ереси говорили, что поклоняясь иконам, христиане поклоняются идолам.
Но защитники Православия утверждали, что христиане поклоняются не краскам и доскам, а Первообразу, изображенному на иконе. И это противостояние длилось почти полтора века, дорогие братья и сестры! Многие христиане были убиты, были замучены, были брошены в темницу. Почему? Потому что эта ересь была поддерживаема византийскими императорами на государственном уровне. Многие произведения искусства были потеряны навсегда. Многие иконы, фрески, мозайки были уничтожены. Но некоторые все же удалось сохранить благодаря защитникам Православия и иконопочитания. Ибо во множестве своем монахи уходили в восточные пределы Византийской империи, в Каппадокию. Рыли там пещеры, скрывали достояние Церкви — святые иконы.
Седьмой Вселенский собор 787 года, который состоялся в городе Никея, окончательно осудил иконоборческую ересь. Но, к сожалению, почти через четверть века, в 812 году, она вновь стала пылать в Византийской империи. Только после смерти последнего императора-иконоборца Феофила в январе 842 года, иконоборческая ересь окончательно была побеждена. Предание гласит, что император Феофил на смертном одре покаялся в своих деяниях, в поддержке иконоборцев. А его жена, царица Феодора, в сонном видении узнала о прощении мужа.
Императрица Феодора низложила Патриарха — иконоборца Иоанна Грамматика. На его место был избран гонимый за веру и иконопочитание Патриарх Мефодий. 843 год вошел в историю христианства, как год окончательного восстановления иконопочитания. И этому событию, дорогие братья и сестры, посвящен наш сегодняшний праздник — Торжество Православия. Это произошло в первое воскресенье Великого Поста 843 года. С тех пор Православная Церковь в первое воскресенье Великого Поста вспоминает тот день.

Тогда все христиане вместе с иконами, как, например, сегодня некоторые прихожане нашего храма, пришли в храм святой Софии, держа в руках иконы и изображения Честного Креста. Они были встречены самой императрицей Феодорой, ее сыном, Патриархом и верными чадами Церкви. Это было великое торжество, великая радость, потому что была восстановлена правда и закончились полтора века страшных гонений.

Примерно к XI веку сложился особый чин, который мы сегодня совершили — чин Торжества Православия, в богослужебных текстах которого произносится торжество Церкви над ересями, повторяются постановления семи Вселенских соборов…

Чем же пагубны, дорогие братья и сестры, ереси? Во-первых, они искажают истинное православное учение и уводят за собой сочувствующих людей, часто не понимающих, но сочувствующих лжеучению. Во-вторых, пагубное действие ересей в том, что они вносят раскол и разлад в единое христианское общество. Хотя сегодня нет подобных тем ересей, которые бы сотрясали все Православие, но раскол, неверие, недоверие до сих пор присутствуют в сердцах многих, и нашей жизни. Как на мировом и государственном уровне — мы наблюдаем, что происходит братоубийство, попирание веры, искажение истории, провозглашаются ложные факты, которые вносят раздор и раскол среди народов, так и на личном уровне: недоверие Богу, Церкви, священноначалию, разлад в душе и сердце людей.
Завершилась первая неделя Великого поста, закончилась десятая часть сего великого поприща. Однако, сколько верующих было на богослужениях первой нелели? Очень мало… Поэтому, каждый пусть задаст себе вопрос: «Почему я не был или не была на богослужениях первой недели Великого поста, когда читали Великий покаянный канон Андрея Критского? Когда в среду и в пятницу Православная Церковь совершала первые в этом году Литургии Преждеосвященных Даров. Чем я занимался или занималась в это время дома, не обремененный особыми делами или болезнью? Почему я предпочел путешествия или отдых или свою лень, не придя на богослужения?» Пусть каждый из вас даст ответ своей совести и Богу, дорогие братья и сестры! Наверняка многие из вас хотя бы в один из прошедших дней недели имел возможность посетить богослужение, помолиться на каноне… Пусть хотя не полностью, но мог прийти после работы, помолиться вместе с братьями и сестрами христианами, доказать Богу свою любовь и верность Церкви. Чем наша жизнь отличается от жизни православных христиан первого тысячелетия, которые также, как и мы, были обуреваемы леностью и различными испытаниями, в том числе и ересями? Но они доказали свою любовь к Богу и Церкви, справились с лжеучениями, не были праздны и расслаблены.
Так и мы, дорогие братья и сестры, должны стараться всю свою жизнь доказывать принадлежность высокому званию христианина.
Дорогие братья и сестры, стыдно должно быть нам, когда мы имеем возможность, но не используем ее. Когда мы не обременены чем-либо, но не посещаем богослужения и не находимся вместе с другими верующими в Церкви в эти особые дни.
Сегодня, дорогие братья и сестры, не только воскресный день, но и Торжество нашей Православной веры. Мы должны быть счастливы, что мы православные, что имеем возможность открыто и безбоязненно посещать богослужения, молиться, читать святые тексты. Мы должны радоваться тому, что у нас есть возможность свободно исповедовать веру. Но, к сожалению, многие не используют эту возможность…

Применимо к дням Великого поста праздник Торжества Православия можно понимать несколько шире. Когда человек начинает поститься, когда усугубляет свою молитву, аскетически ограничивает себя, вот здесь, как раз, торжество веры и начинается… Небольшой личный подитог начала Великого поста, когда человек старается жить, как должен жить христианин.
Если для кого из вас первая неделя поста не была напряженной, впереди еще несколько недель, когда можно реабилитироваться, очнуться, собрать свои силы в кулак и начать поститься, начать посещать богослужения, начать меняться к лучшему.

Дорогие братия и сестры, время Великого поста благоприятное, чтобы положить начало и совершению добрых дел, дел милосердия по отношению к нашим ближним, чтобы тем самым накопить духовные сокровища на небесах, о которых говорил Христос, проповедуя Благую Весть (Мф. 6:20).

Святой наших дней — святитель Николай (Велимирович), написал прекрасный стих, который был впоследствии переложен на ноты. Сегодня многие православные используют творение святителя Николая устраивая акции и флешмобы. Оно посвящено нашей с вами, дорогие братья и сестры, вере. В этом песнопении часто повторяется: «Вера наша, Вера славна, наша вера — православна».
Пусть же, каждый проникнется замечательными словами данной песни, чтобы мы действительно были не на словах, а на деле православными христианами. Чтобы, когда придет время, Господь обратился и к нам со словами, которые сказал Филиппу и Нафанаилу: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). Аминь».

Просмотры (23)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *