В Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина).

22 января 2023 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Архипастырю сослужили секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин и диакон Андрей Порохня.

После сугубой ектении архиерей вознес молитву о Святой Руси.

По отпусте Литургии состоялось славление празднику и святителю Филиппу, после чего владыка Леонид обратился к верующим с архипастырским словом:

C Праздником, дорогие отцы, братья и сестры! С продолжающимися праздничными днями Богоявления, с воскресным днем и днем памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца.

Святитель Филипп жил в XVI веке, в годы царствования Ивана Васильевича, прозванного Грозным. Святитель Филипп родился в семье знатного боярского рода Колычевых, близких к царскому двору. Сам святитель в отрочестве был приближен отцом Иоанна Грозного, великим князем Василием III ко двору. Будущий царь Иоанн привязался к Феодору — так звали святителя при рождении. Позже их дороги разошлись, потому что Феодор уже тогда понял, что мирские заботы, и уготованное блестящее будущее при дворе не привлекало его. Он ушел пешком из Москвы до берегов Белого моря, в Соловецкий монастырь, в который поступил простым послушником.
Много лет он жил в монастыре, трудился, нес разные посушания: пек хлеб, ловил рыбу, молился, постился. Там же его он был пострижен в монашество с именем Филипп и благословлен старцем на уединенный монашеский подвиг.
Много лет прослужил будущий святитель в Соловецком монастыре. Промыслом Божиим ему должно было стать игуменом этого монастыря. Именно при игумене Филиппе, Соловецкий монастырь стал обустраиваться каменными постройками. При святителе Филиппе было построено два монастырских каменных собора, а слава и честь монастыря распространились по всей русской земле.
После смерти великого князя Василия III на престол взошел его сын — Иоанн Васильевич. Это был первый русский царь — помазанник Божий. Иоанн Васильевич вспомнил своего давнего друга и призвал его из Соловецкого монастыря в Москву на святительскую кафедру. Игумен Филипп был избран собором русских епископов возглавить Русскую митрополию. Его возвели в сан митрополита в 1566 году.
Но недолго святителю Филиппу пришлось трудится на митрополичьей кафедре, ибо Иоанн Грозный, утверждая свою единоличную власть создал опричнину — людей, которые по приказу царя жестоко расправлялись с боярами. Конечно, это случилось не просто так. Многие бояре действительно покушались на власть самодержца. Царь часто сталкивался с предательством, и надуманным и, к сожалению, настоящим. Даже во время своего похода на Левонию, царь узнал, что бояре сговорившись, пытались схватить его и передать в руки противников. Он жестоко наказал предателей. Это все весьма печалило не только народ но и сердце святителя.
Однажды, в Крестопоклонную неделю, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, царь вместе с опричниками пришел на богослужение в Успенский кафедральный собор Московского Кремля. Это был 1568 год. Царь попросил благословения у митрополита Филиппа, но святитель не благословил его. Богослужение прервалось тем, что святитель всенародно обличил царя за его жестокость и несправедливые убийства.
Царь Иоанн ополчился на некогда бывшего друга. Вскоре был созван собор, который осудил митрополита Филиппа. Его лишили кафедры, сана и заточили в подвалы Кремля, где он долго находился в цепях и колодах. Позже его выслали в город Тверь, в Отрочь монастырь.

Но даже в заточении молчаливый старец представлял угрозу для царя. В 1569 году, по мнению историков, царь подослал главу опричников — Малюту Скуратова к узнику в Тверь. Тот последний раз сделал попытку склонить низверженного митрополита благословить царя на опричнину, на что получил решительный отказ.
Святитель Филипп за три дня знал о своей кончине. Он причастилися Святых Христовых Таин и встретив опричника, сказал ему: «Делай то, зачем пришел». Старец был задушен руками Малюты Скуратова.

Святителя похоронили за алтарем собора в том же монастыре, где он и был заточен. Через несколько лет сын Иоанна Грозного, царь Федор Иоаннович разрешил перенести мощи святителя Филиппа из Твери в его родной Соловецкий монастырь. А в XVII веке при правлении царя Алексея Михайловича патриарх Никон, перед монахами Соловецкого монастыря зачитал грамоту, в которой царь от имени своего предка просил прощения у святителя.

Вот, дорогие братья и сестры, как поучительна сравнительно недолгая жизнь одного лишь человека. Ведь святитель Филипп всего около четырех лет был митрополитом Московским и всея Руси, но в течение скольких веков он почитается святым. Ведь если бы святитель Филипп встал на сторону бояр, которые также противились опричнине, или встал бы на сторону царя, то весь христианский мир не почитал бы его как святого, потому что он бы поддержал одну из противоборствующих сторон. Но святитель отстоял голос Церкви и голос христианской совести. Пытался вразумить царя.

Он был непреклонен в том, чтобы благословить зло и был тверд в своем намерении. Тверд, упорен даже до смерти и эта смерть была праведной в глазах Божиих. Сейчас святитель Филипп радуется вместе со всеми святыми у Престола Вседержителя, зрит своими глазами Господа и молится перед ним за всю Русскую Церковь, государство, и за всех православных христиан.

Очень часто в нашей жизни такое хорошее качество, как упорство извращается врагом рода человеческого для погибели создания Божия. Во всем, что угодно мы можем упорствовать. Упорствовать, чтобы не просить прощения, чтобы не ходить в храм, чтобы посрамить своих врагов, чтобы не молиться. И эта твердость, которая могла бы принести хороший плод для человека, извращается в погибель для человека. Он сходит с выбранного пути, упорствует в своих злодеяниях и страстях, бывает, что и погибает в этом упорстве.

Пусть же доброе упорство и твердость святителя Филиппа будет благим примером для нас, для нашего спасения. Чтобы нам через это благое упорство принести плод для души и Небесного Царства.

Сегодня на центральном аналое лежит икона Воскресения Христова, потому что воскресенье — малая Пасха. В Евангелии от Иоанна мы слышим такие слова о всеобщем воскресении: «И изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда​» (Ин.5:26). Памятуя об этом, дорогие братья и сестры, выберем для себя в чем же все-таки нам упорствовать и преуспевать в этой жизни. Помните о том, что будет для каждого и смерть, и воскресение — личное, и общее во время Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Дай нам Бог твердости на выбранном пути, терпения, великодушия, сострадания к ближнему, милосердия, времени на покаяние и добрые дела, по молитвам святителя Филиппа, который предстоит перед Престолом Вседержителя и молится за всех нас. Аминь.

 

 

Просмотры (20)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *