21 ноября 2022 года, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию (Аргентина). Архипастырю сослужил секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин.
После сугубой ектении архиерей вознес молитву о Святой Руси.
По отпусте Литургии состоялось славление празднику, затем владыка Леонид обратился к верующим с архипастырским словом:
«С Праздником, дорогие братья и сестры! Раз в семь лет так совпадает, что сей праздник отмечается именно в день, который посвящен всем небесным силам — Понедельник.
Мы сегодня празднуем день памяти небесных жителей — тех, которые были созданы раньше людей, ибо в книге Бытия мы находим подтверждение тому.
Во главе небесных жителей находится небесный воевода — Архангел Михаил. Его имя в переводе с еврейского означает: «Кто как Бог!». Почему такое имя у небесного предводителя? Да потому что из Предания мы знаем, что Архангел Михаил не всегда был начальником небесных воинств. Когда-то был еще более великий Архангел, более светлый, старший, который был ближе всего к Святой Троице — Архангел Денница. Но, к сожалению, он возгордился, захотел стать выше Бога, захотел, чтобы его престол был выше небес. И он увлек за собой треть небесных воинств. На небе была война, в которой победил Архангел Михаил и верные Богу ангелы.
С тех самых времен появилось зло. Святые отцы говорят, что зло — как таковое не имело самостоятельного источника бытия. Зло — это искажение добра. Уже тогда оно стало бороться с Богом и против всего создания Божьего. По мнению святых отцов, падшие духи настолько закоренели в грехе, что и назад им дороги нет. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Ангел неспособен к покаянию потому, что бестелесен. Человек же получил покаяние ради немощи тела».
Мы знаем о том, когда человеческая душа освобождается от тела по смерти, переходит в мир невидимый, то уже не может изменить свою участь. Мы же, живущие на земле, должны чаще за них молиться, подавать милостыню, просить у Бога для них помощи.
Богом все устроено иерархично, также и среди небесных сил. Мы можем познакомиться с трудом святителя Дионисия Ареопагита — «О небесной иерархии», где автор подробно излагает ангельскую иерархию. Высшие чины, по словам автора трактата, передают божественный свет низшим чинам, а те — людям.
В Священном Писании мало что говорится о небесном воинстве. Но все же, что-то мы можем найти. Например, в Откровении написано: «И услышал я Ангела вод» (Откр.16:5), «Ангел, имеющий власть над огнем» (Откр.14:18). Также, есть более старшие ангелы и более младшие. Есть ангелы, которые покровительствуют царствам, народам, церквям.
Множество задач у святых ангелов по отношению к тварной природе, но лишь только одна по отношению к Богу — великая любовь и преданность. Ангелы, которые сделали свой выбор, укрепленные благодатью Божией уже не отступят от Него и не согрешат.
Ангелы не имеют тела, они бестелесные, но все же не такие как Бог. Они могут проходить сквозь стены, сквозь наши земные предметы. Но они зависят от времени и не могут одновременно находиться здесь и в другом месте. Они могут молниеносно переноситься с одного места в другое и являться людям в том образе, который более подходит для нашего существа.
Ангелы во все времена являлись человеческому роду. Ведь, Ангел — в переводе с греческого обозначает «вестник, посланник». Они добровольно служат Богу и помогают Ему, возвещая людям Божественную волю. В Священном Писании и Священном Предании мы чаще всего встречаем имена Архангелов Михаила и Гавриила. Есть множество праздников, посвященных двум Архангелам.
В Церкви празднуется память заступничества Архангела Михаила, когда он совершил чудо, спасши церковь в Хонех. Он сделал расщелину в горе и пустил водные потоки мимо храма, наполненного христианами.
Архангелу Гавриилу мы обязаны тем, что он неоднократно был посылаем и пророку Захарии, возвещая ему о рождении Предтечи, и ко Пресвятой Богородице, предвозвещая Ей о рождении Сына Божия.
В Священном Писании есть еще несколько историй, посвященных ангелам Божиим, поэтому Церковь всегда чтила и чтит память небесных воинств. На каждой службе, на каждой Литургии мы просим у Господа для себя «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших».
Каждому из нас при рождении Господь приставляет ангела-хранителя. И именно этот представитель небесных воинств всегда сопровождает нас, радуясь нашим успехам, прежде всего духовным, и огорчаясь о наших греховных падениях. Об этом мы можем узнать из житий святых, в том числе и нашего русского святого — блаженного Василия, Христа ради юродивого. Ибо в его житии написано, что когда он проходил мимо домов, то на одни из них он крестился и клал поклоны, а от других домов он убегал и бранил. Действия юродивых мы не всегда можем понять. Спросив у святого Василия, почему он так поступает, люди получили ответ — проходя мимо домов, где жили жестокие, грехолюбивые люди, святой крестился, молился и клал поклоны. Странно, не правда ли? Но святой объяснял это тем, что их ангелы находятся вне дома, так как не могли терпеть и видеть беззакония людей. А у тех домов, на которые святой бранился, снаружи были бесы, а ангелы находились внутри дома.
Живя на этой земле, мы можем либо огорчать, либо радовать наших ангелов. Но они всегда рядом с нами. Есть ангелы храмов, которые никогда не уходят с того места, даже если храм бывает разрушен и уже не существует. Также и ангелы-хранители никогда не покидают нас.
Будем просить небесных воинств, Архистратигов, наших ангелов-хранителей, тех ангелов, которые охраняют нашу природу и видимую тварь, чтобы они помогли нам в нашем житии. Будем стараться чаще их радовать, не буде их огорчать своими неправильными поступками. Будем стараться исправляться, чтобы то благословение Божие, которое дается нашему ангелу-хранителю — быть рядом с нами, было ему не в тягость, но чтобы он радовался, находясь с нами, до скончания временной нашей жизни и уже в вечной жизни, в Царствии Небесном. Аминь.»
Просмотры (16)