6 ноября 2022 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Архипастырю сослужил настоятель храма в честь преподобного Иова Почаевского города Сан-Мартин иерей Алексей Лысенко и диакон Андрей Порохня.
После сугубой ектении архиерей вознес молитву о Святой Руси.
По отпусте Литургии состоялось славление празднику, затем владыка Леонид обратился к верующим с архипастырским словом:
«С Праздником дорогие братья и сестры! С воскресным днем!
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали замечательную притчу, одну из моих любимых притч Господа Нашего Иисуса Христа. Апостол и евангелист Лука повествует Притчу о богаче и Лазаре. Этой притчи нет у других евангелистов. У богача даже имени нет. А вот бедного мы знаем — Лазарь. Апостол описывает жизнь того и другого. Давайте вспомним о чем она.
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день проводил в пиршествах. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал в струпьях у ворот богача
и желал напитаться крошками, падающими со стола богача. Псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
и, возопив, сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, так как я жестоко мучаюсь здесь.
И с какой любовью ответил Авраам: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; теперь же он здесь утешается, а ты страдаешь; и к тому же, между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда богач попросил Авраама послать Лазаря в дом его отца, так как знал, что его братья так же беспечно живут, не думая о вечности. На что Авраам ответил ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят. (Лк. 16:19-31)
Очень яркая притча. Наверняка, каждый из вас, слушая или читая дома эту притчу, представляет и участь богача, и вечную, радостную жизнь Лазаря. Чувствует, как богач переживал за своих братьев и понимает, что то же самое происходит и сегодня в нашей жизни. Уже все страны и континенты просвещены Святым Евангелием, которое доступно для всех. Его можно найти и в сети Интернет, можно найти и в храме. Наверняка, оно есть в каждой домашней библиотеке. Но кто читает его? А если и читает, то кто изучает? Ведь многое бывает непонятно нам с первого раза прочитав ту или иную главу. Что значит? О чем говорится в Священном Писании? Как нужно поступать? И слыша — не слышим, и видя — не видим. Поэтому Авраам и говорит богачу, что если даже кто из мертвых появится — не поверят.
Так было и во дни земной жизни Христа. Он исцелял слепорожденных, восставлял мертвых, воскресил уже разлагающееся тело Лазаря. Он претворял воду в вино, ходил по воде. Но много ли людей верили в Христа, как Мессию? А некоторые даже говорили, что все это Он делает силою бесовского князя (Мф. 12:24). Вот, какое ослепление! Вот, как прочно закрыты сердца! Так, что стучащего в двери нашего сердца Господа — не слышим. А если и слышим, то отворить не хотим. Но почему? Потому, что люди понимают, если они будут по-настоящему верующими, то на каждом шагу будут ограничения. Ограничение на богатую, сытую, довольную жизнь. Ограничение на постоянную радость и веселие. Запреты на потакание страстям. Люди понимают, дорогие братья и сестры, что будучи верующими они должны будут бороться со своими страстями и грехами. Потому что жизнь человеческая заключается не только в радости и весельи, не только в богатстве и наслаждениях. Но жизнь дана нам для того, чтобы мы полагали труды для спасения. И мы видим из сегодняшнего эпизода Священного Писания, что получил каждый, прожив свою жизнь. Богатый, который пышно одевался, не заботился о своей духовной жизни – где очутился? Там, где просил и умолял, чтобы хотя бы капля воды попала на край его губ. И Лазарь, который в бедности прожил свою жизнь, в скорбях, в лишениях, терпеливо перенося их, смиряясь и уповая на Бога, заслужил Царствие Небесное!
Это мы должны четко осознавать и понимать. Духовная жизнь — постоянная борьба. Как пишет апостол Павел: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Это постоянная брань, требующая чуткого внимания к себе, постоянной трезвости ума, сердца, души. И это большая работа!
Но где взять нам силу для того, чтобы постоянно находится в таком напряжении духовном? — В молитве, участвуя в Таинствах, причащаясь, когда мы соединяемся с Самим Господом Иисусом Христом. Это великая благодать, которую Господь дал Своим ученикам, а через них и всем нам. Это для нас — бодрость духа, жизнь для души, помощь, чтобы «не засыпать» на посту, охраняя свою духовную жизнь.
Также, дорогие братья и сестры, нам нужно просить Пресвятую Богородицу, чтобы Заступница Усердная, которая непрестанно молится перед Престолом Своего Сына, помогла нам, как некогда помогла больной Евфимие — сестре патриарха Иоакима, в 1648 году. Евфимия очень страдала. У нее была глубокая рана в боку. Такая глубокая, что через эту рану были видны внутренности. Она ожидала близкий конец, но не переставала просить Пресвятую Богородицу помочь ей. Однажды, она попросила пригласить священника, чтобы причаститься и умоляла Пресвятую Богородицу, осознавая свою греховность, помочь ей и услышала глас: «Позови священника из церкви Преображения Сына Моего. Там с левой стороны, где обыкновенно становятся женщины, есть образ Мой. Пусть он придет с этой иконой, отслужил водосвятный молебен, и ты получишь исцеление». Евфимия услышав голос, очень обрадовалась и когда пришла в себя, то спросила у своих родственников: есть ли в храме Преображения на Ордынке такая-то икона? На что получила положительный ответ.
Пришедший священник отслужил молебен перед принесенной иконой Божией Матери «Всех скорбящих радость» и Евфимия получила исцеление. И именно это чудо от образа, память которого мы празднуем сегодня, стало первым.
На иконе, в центре, изображена Пресвятая Богородица, по бокам от Нее — множество людей: слепых, хромых, больных, увечных, всякого рода и сословия, которым Она помогает неотступно: и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных посещение, немощных покров и Заступнице.
Будем просить, дорогие братья и сестры, Матерь Божию помочь и нам прожить так жизнь, как писал в послании к Галатам, святой апостол Павел: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19-21). Только так мы можем спастись. Только так мы можем обрести Небесное Царство!
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози: на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся (кондак). Аминь.»
Просмотры (15)