15 мая 2022 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, праздник перенесения мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Архипастырю сослужили секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин и клирик Благовещенского кафедрального собора Буэнос-Айреса диакон Андрей Порохня.
После сугубой ектении архиерей вознес молитву о скорейшем восстановлении мира.
По отпусте Литургии состоялось славление благоверным князьям Борису и Глебу.
Затем владыка Леонид обратился к верующим с архипастырским словом:
«С праздником, дорогие отцы, братия и сестры. С воскресным днем!
Христос Воскресе!
Сегодня в Евангельском чтении мы слышали с вами повествование о том, как Господь пришел в Иерусалим, недалеко от которого была купель, называемая «Овчей». Теперь она найдена во время археологических раскопок на Святой земле.
Евангелист описывает, что к этой купели примыкало пять крытых входов. И в этих крытых входах лежало множество больных, хромых, сухих, которые ожидали возмущения воды, ибо один раз в год ангел Господень сходил в эту купель, возмущал воду, и тот, кто первым успевал влезть в купель – тот исцелялся. Можно представить, какой возникал ажиотаж, в то время, когда начинала бурлить вода. Наверняка, там были и драки, и возмущение, и гнев — каждый пытался первым влезть в эту купель.
Христос приходит в это место молений, горести, ожиданий, терпения, смирения, где находилось такое множество больных. И в одном из этих притворов Он встретил парализованного человека, который 38 лет был болен. Он лежал, как и всегда на носилках, в одном из этих притворов, и конечно же, не мог сам опередить других и войти в целебную воду. Христос подошел к нему и спросил: «Хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Ин. 5:9).
И этот больной, возможно даже отчаявшийся человек (столько лет лежавший на одном месте), вдруг почувствовал, что его мышцы укрепились. Он встал со своего одра и пошел. Какое благодарение, какое воодушевление он испытывал!
В конце повествования Христос сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14).
Из этого маленького евангельского эпизода мы можем почерпнуть много полезного и поучительного для нашей жизни. Господь очень часто спрашивал у больных людей, ожидающих исцеления, освобождения от злых духов, их согласия – хотят ли они сами исцелиться? И это очень важно, дорогие братья и сестры. Мы очень часто за такими яркими эпизодами исцелений, не замечаем вот этих маленьких диалогов — вопросов Христа. А это очень важно – нам самим иметь желание и стремление к исцелению, к освобождению, к исправлению. Бог всем желает спастись и в разум истины прийти (1Тим.2:4), но Он ждет нашего личного стремления и желания, поэтому и спрашивает у людей больных: хочешь ли здрав быти? веруешь ли, что Я могу тебя исцелить?
И еще немаловажный аспект, дорогие братья и сестры, и Христос на это указывает: иди и больше не греши! То есть взаимосвязь греха, нашей неправильной жизни, наших страстей и болезней. Господь исцелил его, но дал ему заповедь, чтобы он больше не грешил, чтобы эта болезнь снова не вернулась к нему, да еще чего хуже, чтобы не было с ним.
Вот, как наши собственные желание и воля могут помочь нам в обретении Небесного Царства.
Крепкую волю и желание ко спасению душ имели молодые князья Борис и Глеб, память которых мы сегодня вспоминаем. Первые святые земли Русской, страстотерпцы, мученики. Младшие сыновья великого князя Владимира. Борис был князем Ростова, Глеб — в Муроме. Они очень любили Бога, они были добрыми молодыми правителями, что ценил их отец – великий князь Киевский Владимир. Незадолго до смерти он призвал князя Бориса, чтобы тот дал бой печенегам, нападавшим на Киевскую Русь, так как знал, что князь Борис преуспел в военном деле. Сын с отзывчивостью пошел со своей дружиной на печенегов, но не нашел их, вероятно, испугавшись Бориса, они ушли в степи. В это время, великий князь Владимир предал свою душу Богу. Дружина Бориса уговаривала его, чтобы он пошел в Киев и взял престол своего отца. Но он сказал: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!» Святополк, прозванный народом Окаянным, решивший захватить престол отца силой и убить других претендентов, не поверил искренности Бориса и совершил братоубийство, как некогда Каин убил Авеля. Он послал навстречу князю Борису, возвращавшемуся из похода, убийц, которые совершили свое злодеяние. В воскресный день, после того как князь Борис закончил свою молитву, убийцы пронзили его копьями. Слуга-оруженосец князя воспротивился и тоже тотчас был убит. Еле живой, Борис вышел из палатки, и горячо молившись сказал убийцам, чтобы те докончили свое дело, ради благополучия и спокойствия брата Святополка. Борис был принесен убийцами в Вышгород, и был положен в церкви святителя Василия. Но Святополку этого было мало, он послал убийц и к младшему брату Глебу, который уже знал и о смерти отца, и о насильственной смерти своего брата Бориса, но также мужественно и стойко принял смерть от убийц.
Многие зададутся вопросом, в чем польза такой нелепой, казалось бы, смерти? А в том, что святые князья Борис и Глеб, впервые, показали доселе неведомый подвиг, доселе неведомую добродетель для наших предков, которые привыкли отвечать злом на зло. Борис и Глеб показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти, что есть такая покорность старшим, что есть Божественное смирение, и за то обрели вечное почитание и жизнь с Богом в Небесном Царстве.
Князь Киевский Ярослав Мудрый, собрав войско, разбил дружину Святополка, бежавшего в Польшу. Святополк, как и Каин, не мог найти себе больше пристанища на земле. Летописец говорит, что даже от его могилы исходил смрад.
Вот, дорогие братья и сестры, к чему может привести ненависть и злоба, и к чему может привести добродетельное желание, покорность и смирение.
Четыре года тело князя Глеба не было похоронено. Князь Ярослав отыскал останки своего младшего брата, принес их в Вышгород и похоронил рядом с телом князя Бориса.
Много лет прошло с тех пор, и летописец Нестор пишет, что после их смерти затихла на Руси крамола. Святые князья Борис и Глеб стали добрым семенем, которое укрепляло единство Руси. Они обрели несомненную благодать у Бога. Летописец повествует: «Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».
Со временем, храм святителя Василия сгорел, но гробница и мощи святых не были повреждены. Ярослав Мудрый выстроил над гробницами своих братьев, великолепный каменный собор. Борис и Глеб прославились своей святостью и заступничеством. Они явились благоверному князю Александру Невскому перед Ледовым побоищем, явились князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы. Некий варяг, нечаянно наступил на могилу святых князей и оттуда исшел огонь, который попалил ему ноги. Святые Борис и Глеб исцелили хромого отрока, который не мог ходить. Они явились ему во сне и осенили крестным знамением, и отрок был исцелен. Святые князья Борис и Глеб были канонизированы и множество храмов по всей Святой Руси было освящено в их память.
Вот, дорогие братья и сестры, какое доброе произволение ждет от нас Господь, чего и вам всем желаю. Жизнь человеческая многогранна, порою сложна. Мы часто грешим, ибо нет человека на земле, который бы не согрешил. В нашей жизни сменяются радости и горести, падения и восстания, но милостивый Отец всегда ждет от нас доброго произволения, желания, чтобы помочь нам. Мы наделены свободной волей, и сами вправе выбирать для себя, что мы будем делать: добро или зло, помогать ближним или отворачиваться от них. И в каждом этапе нашей жизни, имеется этот выбор. Мы во всем выбираем: пойти на службу или не пойти, встать на молитву или не встать, делать ли добро своему ближнему или нет и т.д. Выбор малый или большой, но он есть во всем. И Господь ждет от нас, чтобы мы выбирали хорошее, доброе, Он ждет от нас, чтобы мы дали Ему возможность помочь нам. Если мы этого не хотим, то Он не насилует человеческую свободу, но терпеливо ждет нашего обращения.
Будем же молиться святым благоверным князьям Борису и Глебу, покровителям русским, первым страстотерпцам, чтобы их благодать была нам в помощь, а их благое произволение было примером и в нашей жизни, чтобы в тех моментах выбора, по молитвам святых благоверных князей, мы выбирали правильное и тем самым наследовали Небесное Царство. Аминь.»
Просмотры (31)