3 апреля 2022 года годовщина представления первого архиерея Аргентинской епархии Русской Православной Церкви епископа Феодора Текучева.
Епископ Феодор (в миру Димитрий Васильевич Текучёв) родился 14 мая 1908 года в слободе Маньково-Калитвенской, в Области войска Донского (ныне Ростовской). При крещении он был наречен в честь Угличского и Московского Царевича Димитрия (память 15/28 мая).
Епископ Вениамин (Федченков), являвшийся уже к тому времени весьма заметным иерархом Русской Церкви, во многом определил дальнейшую пастырскую, а затем и архипастырскую судьбу Димитрия Текучёва, став на долгие годы основным его духовным (всегда для него непререкаемо авторитетным) учителем и советчиком, а со временем и непосредственным его церковно-административным руководителем – в качестве экзарха Московского Патриархата в Северной Америке.
Димитрий Текучёв, именно по совету владыки Вениамина, решил принять монашество.
15/28 марта 1930 года митрополит Евлогий (Георгиевский), тогдашний глава Западно-Европейских приходов Московского Патриархата, совершил его монашеский постриг на Сергиевском подворье в Париже. Новое, иноческое имя Димитрию дали в честь святителя Феодора, архиепископа Ростовского, племянника преподобного Сергия Радонежского; восприемником при постриге был владыка Вениамин.
Уже через день, 17/30 марта, епископ Вениамин рукоположил его во иеродиакона, а 12/25 мая митрополит Евлогий – во иеромонаха (в Александро-Невской кафедральном соборе в Париже).
Стараясь укрепить позиции патриаршей Церкви в Америке и учитывая определенный рост здесь числа «московских» приходов, требовавший все больших архипастырских трудов по управлению ими и поддержанию в них церковной дисциплины, владыка Вениамин со временем озаботился назначением, по согласованию с Московской Патриархией, трех помощников себе – в лице архиереев-викариев. Третьим из них стал Феодор (Текучёв), которого владыка Вениамин хиротонисал для Южной Америки с именованием «епископ Аргентинский, викарий Северо-Американской епархии».
Перед этим митрополит Вениамин представил в Московскую Патриархию докладную с рекомендацией игумена Феодора к хиротонии его на Аргентинскую кафедру. От только что избранного тогда Святейшего Патриарха Сергия пришел указ, уже именовавший отца Феодора архимандритом: «Быть архимандриту Феодору епископом Аргентинским».
5 декабря 1943 года он и был возведен в сан архимандрита, а 12 декабря состоялась его хиротония во епископа, которую совершили митрополит Алеутский и Северо-Американский Вениамин, епископ Американский и Канадский (Сербского Патриархата) Дионисий (Миливоевич) и епископ Чикагский Герасим, викарный епископ Константинопольского Патриархата.
Из-за военных и политических сложностей того времени епископу Феодору не скоро удалось реально возглавить свою кафедру, и он еще более трех лет оставался в Чикаго.
Приезд на кафедру епископа Феодора был связан с рядом сложностей. Под влиянием противников Русской Православной Церкви Московского Патриархата местные портовые власти не разрешили архиерею сойти на землю с корабля, на котором он прибыл на Южноамериканский континент, хотя все документы были в порядке. Только благодаря усердному ходатайству архимандрита Игнатия Абурруса (Антиохийский Патриархат) запрет был отменен, и Владыка, после долгих часов ожидания в каюте парохода смог сойти на аргентинскую землю. День приезда Владыки был рабочим днем, но все же группа верующих, отложив все житейские дела, упорно не отходила от корабля и ожидала встречи со своим архипастырем.
Вначале владыка Феодор жил в доме инженера П.П. Шостаковского, а богослужения совершал в храме вмч. Георгия Победоносца Антиохийского Патриархата, стремясь, однако, как можно скорее добиться появления в Буэнос-Айресе «московской, патриаршей» церкви.
Вскоре молитвенные воздыхания епископа Феодора и его малого аргентинского стада были услышаны: в июне 1947 года был найден дом на ул. Бульнес 1743. После покупки дома, в нем была произведена необходимая перестройка для организации храма и жилого помещения для архиерея или настоятеля.
Владыка Феодор прибыл в Буэнос-Айрес 7 апреля 1947 г., в день Благовещения Божией Матери. В связи с этим было решено назвать нашу общину и освятить будущий храм в честь этого Праздника.
10 июля 1947 году епископ Феодор освятил первый в Аргентинской и Южноамериканской епархии храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В тот же день Владыка созвал организационное собрание верующих, на котором был избран первый церковноприходской совет.
В 1948 году приходской совет представил необходимые документы в МИД Аргентины для регистрации Благовещенского прихода и о предоставлении ему прав юридического лица. Документы были рассмотрены лишь в марте 1952 году.
К сожалению, в связи с постепенно наступившим ухудшением общемировой политической обстановки и началом так называемой «холодной войны», владыка Феодор оказался лишен в 1953 году и визы, и официальной регистрации его как епископа Русской Православной Церкви в Аргентине.
Правительство Аргентины отказало в регистрации прихода как юридического лица. Также был издан декрет о запрещении в Аргентине Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Владыка же оказался вынужден перебраться в 1954 году в Уругвай, и уже оттуда ему пришлось хлопотать о визе на обратный въезд в США – поскольку ещё в июле 1952 года он был переведён митрополитом Вениамином на кафедру Сан-Францисскую и Калифорнийскую.
Однако и в США не было въездной визы – из-за все той же «холодной войны», поскольку архиерей, неизменно принадлежал в юрисдикции Московского Патриархата.
В этот момент ему пришел на помощь Святейший Патриарх Алексий I, благословивший его, по ходатайству митрополита Вениамина, на возвращение в Россию и всячески способствовавший этому практически. В результате епископ Феодор прибыл 8 марта 1956 года в Москву. Сначала он был определен на жительство в Свято-Успенский монастырь в Одессе, а с 1957 года проживал на покое в монастырях Молдавии – в Гербовецком (1957–1961), Кицканском (1961–1962) и Киприяновском (1962), которые тогда один за другим закрывались атеистической советской властью.
Но вот 16 августа 1962 года, после всех этих долгих мытарств, владыка Феодор оказался наконец в древних стенах Свято-Успенской Псково-Печерской обители – чтобы остаться уже в них навсегда.
В 1985 году здоровье владыки резко ухудшилось. Он стал готовиться к переходу в жизнь вечную. В канун празднования Похвалы Пресвятой Богородицы, 29 марта, над ним было совершено Таинство елеосвящения, и в самый день праздника он причастился Святых Христовых Таин.
Утром 3 апреля, в среду 6-й седмицы Великого поста, владыка Феодор мирно почил о Господе.
Просмотры (65)