В день памяти 40 мучеников Севастийских епископ Леонид совершил Литургию Преждеосвященных Даров

22 марта 2022 года, в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид молился за великопостными утреней, часами и изобразительными в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Затем архипастырь совершил Литургию Преждеосвященных Даров. Владыке сослужил секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин.

После сугубой ектении епископ Леонид вознес молитву о скорейшем восстановлении мира.

По отпусте Литургии состоялось славление 40 мученикам Севастийским, затем епископ Леонид обратился к верующим с архипастырским словом:

“С праздником, дорогие отцы, братия и сестры.

Сегодня мы молились на Литургии Преждеосвященных Даров, вспомнач и восхваляя подвиг святых сорока мучеников Севастийских. Они жили в IV веке по Р.Х. Так далеко, и так давно, но православные христиане всего мира почитают их. Мы сегодня пели в величании мученикам: «…чтим честная страдания ваша…». Почему же память Севастийский мучеников так празднуется православными христианами, а наипаче русскими, которые в этот праздник пекут из теста сорок жаворонков? Чтобы понять это, давайте вспомним, как они пострадали.

В 313 году император Константин Великий дал право христианам открыто и безбоязненно исповедовать свою веру. Его соправитель Ликиний, бывший ярым идолопоклонником и противником христианства, готовил покушение на Константина. Для этого он хотел очистить ряды своей армии от христиан. Ликиний считал их предателями своей языческой веры и поэтому не мог полагаться на войнов-христиан в своем гнусном замысле. В это не простое время в одном из армянских городов — Севастии находился горнизон, в котором служили сорок каппадокийцев, верующих во Христа. Начальник горнизона Агриколай повелел по указу Ликиния, чтобы все войны принесли жертву идолам, но каппадокийцы отказались это делать. Они исповедовали себя христианами, за что были посажены Агриколаем в темницу. Там они горячо молились Богу, и услышали голос, который сказал: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:13).

Ободрившись сказанным, на следующий день они снова твердо исповедовали свою веру. На этот раз Агриколай стал лестью склонять их к принесению жертвы идолам, стал обращать внимание на их молодость, что у них еще все впереди, чтобы они не губили свои жизни. Но каппадокийцы твердо стояли на своем. Их снова бросили в темницу.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий, на суд к которому привели воинов-христиан. Лисий также попытался совратить их с истинного пути, и услышав твердый отказ, приказал, чтобы их побили камнями. Камни чудесным образом отлетали от мучеников. Лисий даже сам кинул камень, но попал в лицо Агриколая. Увидев, что мучеников охраняет невидимая сила, мучители вернули их в темницу.

В темнице мученики продолжали молиться Богу и снова услышали голос, который на этот раз вещал им: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).

На следующий день, в зимнюю стужу, их раздели до нага и поставили в озеро. Мучеников поставили в ледяную воду. Мы знаем, что ощущения от ледяной воды напоминают ожог пламени. Мученики стали петь псалмы подкрепляя тем самым друг-друга, в то время как их мучители на берегу растопили баню. Но святые мужи оставались непреклонными. В первом часу ночи, когда холод уже стал невыносимым, один из них не устоял. Он выскочил из воды и ринулся в раскаленную баню. Как только он туда вступил, его плоть стала отслаиваться от костей из-за перепада температур, и он упал замертво. В это же время один их стражей Аглаий, увидел, как озеро осиял свет, словно летнее тепло опускалось на озеро, согревая воду. Тридцать девять венцов появились в небе, одного венца не хватало, так как один из воинов сбежал, отрекшись от Христа. Страж разбудил остальных, засвидетельствовал, что он тоже христианин, разделся и встал в озеро вместе с мучениками. После того как Аглаий присоединился к мученикам, в небе появился сороковой венец. Если мы посмотрим на икону, то увидим там, описываемое событие.

Мученики еще много часов простояли в холоде, замерзая заживо. Когда же пришли мучители и увидели, что те еще живы, а также, что к ним присоединился еще и охранник, то они приказали перебить мученикам голени. Замерзшие и страдающие от боли, мученики отходили в вечность. Самый молодой из них, по имени Мелитон, еще дышал. В то время как умерших стали бросать на телегу, чтобы сжечь их тела, боясь, что христиане начнут поклоняться их мощам, еще живого Мелитона отложили в сторону. Но его мать, которая была свидетельницей мучения, подняла его тело и пошла за телегой, чтобы положить его вместе с остальными. Она шла до тех пор, пока ее сын не испустил дух. Так, христианка хотела, чтобы ее сын до конца претерпел все мучения и пострадал за Христа.

Их тела сожгли, а кости бросили в озеро. Через несколько дней святые мужи явились святителю Петру, епископу Севастийскому и повелели, чтобы их кости были извлечены из воды. Святитель Петр со священниками ночью пришел к озеру и увидел, что кости мучеников светятся в воде словно небесные звезды. Священники извлекли святые кости из воды и похоронили их по-христиански.

Вот, дорогие братья и сестры, почему мученики так широко почитаются среди христиан.

Когда мы читаем житие мучеников, мы невольно представляем, как святые страдали. И за этими представлениями мы порой можем не заметить очень важных слов и эпизодов в повествовании. Слова Евангелия: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:13) сказаны и для нашего назидания.

В нашей современной жизни никто не влечет нас по улицам, не предает смерти за веру, не ставит нагими в холодную воду, не перебивает голени… Каждый из нас испытывает лишь то малое, что Господь посылает для нас слабых. И при этом, как мы бываем не терпеливы к этим небольшим испытаниям, как часто мы начинаем роптать, осуждать наших ближних, через которых нам часто посылаются испытания. Многие начинают предаваться унынию, забывать Бога, забывать о церковных богослужениях, перестают молиться.

Однако, стойко претерпевая то малое, что посылается для нашего спасения, поучаясь терпению у древних мучеников, проявляя тем самым верность Богу, Церкви, священноначалию, мы можем получить свой венец в Царствии Небесном.

Важны также и другие слова, которые Господь сказал Севастийским мужам: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Каждый из нас оживет после смерти, но одни оживут для жизни в Раю, а другие оживут для вечных мучений. И это тоже зависит от нас с вами, живущих здесь на земле. Как мы проживем эту жизнь, того и достигнем в вечности.

Еще важно заметить, что мучители не вразумились силой Божией, которая защищала мучеников. Как часто, Господь в нашей жизни творит чудеса, но это не вразумляет нас. Мы считаем, что происходящее – совпадение, которое не требует нашего внимания. А на самом деле, все что происходит в нашей жизни, даже то, что мы просыпаемся каждое утро – это чудо любви Божией к нам. Если бы мы сейчас с вами все внезапно умерли, то я очень сомневаюсь, что кто-то из нас попал бы в Царство Небесное, ибо мы грешные люди. Мы грешим, и не хотим исправиться.

Мы с вами должны понимать, что есть особый Промысел Божий о каждом из нас. Господь каждую минуту промышляет о нас, защищает, творит чудеса.

Вот и сегодня, к концу службы к нам чудесным образом «залетели» наши русские жаворонки. Помоги Бог тем, кто их испек, в этой временной жизни богоугодно потрудиться, чтобы обрести Небесное Царство.

Православные христиане Руси заметили, что жаворонки прилетают к весне, которая наступает в марте. Эти чудные птицы поют, прославляя своего Творца. Они быстро поднимаются к небу и словно камни, также быстро спускаются на землю. Крестьяне, заметив это, посчитали, что птицы, поднимаясь ввысь прославляют Творца, и сознавая величие Божие, в смирении быстро возвращаются на землю. Изготавливая жаворонков из теста, русские православные христиане, восхваляли мучеников Севастийских, души которых взлетели на небеса, словно птицы, и там, в Царствии Небесном прославляют сейчас Творца.

Крестьяне на Руси отмечали тем самым и начало весны, готовились к посевным и прочим весенним работам.

Великий пост называется «весной души». Поэтому желаю всем нам, дорогие братья и сестры, отмечая сегодняшний праздник, видя этих замечательных жаворонков, с которыми мы сейчас пойдем пить чай, помнить о весне души, которая сейчас только-только начинает наступать, потому что еще лишь только третья неделя Великого поста. И, возделывая почву своей души, поливая ее обильно благодатью Божьей, молясь, исправляясь, участвуя в Таинствах, пребывая в смиренной тихой молитве на длинных великопостных богослужениях, мы тем самым будем обретать для себя, по молитвам святых мучеников Севастийских, Небесное Царство. Аминь.”

Поблагодарив прихожан за общую молитву, владыка преподал верующим архипастырское благословение.

Просмотры (19)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *