В Неделю сыропустную епископ Леонид совершил Литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе

6 марта 2022 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Архипастырю сослужил секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин.

На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции и молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая, а также молитва о скорейшем восстановлении мира.

По отпусте Литургии владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

С праздником, дорогие отцы, братья и сестры! С воскресным днем!

Сейчас, когда закончилась Литургия и вечерня, священнослужители облачены в черные одежды – это означает то, что мы стоим на берегу «великой пучины», как написано в текстах богослужения. Мы просим Господа помощи «преплыть поста великую пучину» (Стихиры в Неделю сыропустную).

Действительно, Великий пост сравнивается с большим океаном, ибо как на океане бывают: бури и штиль, ветер и тишина, так и в течение Великого поста, нас телесно и духовно будет штормить, несомненно будет и штиль. Но многое зависит от нас самих, дорогие братья и сестры! Будем ли мы во время этого плавания находиться на тонущем корабле, обуреваемом волнами страстей и искушений или в благодатной тишине и покое, взирая на все то, что нам посылает Господь со смирением, терпением и послушанием Его святой воле.

Сегодняшнее воскресенье называется «Воспоминанием Адамова изгнания». Православная Церковь в последнее воскресенье перед Великим постом всегда вспоминает изгнание первых людей из Рая. Вспоминает то, что они потеряли для нас, чтобы в течение Великого поста постараться нам измениться, постараться примириться с Богом посредством очищения своей души. Вспомнить о том, что мы потеряли через наших прародителей, и подумать о том, что мы можем снова обрести, если мы постараемся исправиться.

В книге Бытия описано это трагическое событие в жизни первых людей. Бог — наш Отец, дал возможность первым людям – Адаму и Еве, быть свободными в Раю, делать все, что они хотят. Единственной заповедью Бога было «не вкушать от дерева познания добра и зла» (Быт. 2:17)

Но в Священном Писании написано, что «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог». (Быт. 3:1)
Он искусил Еву, подверг сомнению слова их Отца. Он сказал ей, чтобы она посмотрела на плоды этого дерева. И Ева, будучи женщиной, а женщины – более восприимчивы к красивым словам, красоте в целом, посмотрела на это дерево и увидела, что, действительно, на нем красивые плоды, наливные яблоки, какое оно замечательное. Разве может оно, если к нему прикоснуться, убить? Диавол сказал ей: «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). И, именно в этих словах была лесть вражия.

Вот, какое преступное действо, враг совершил с доверчивыми и чистосердечными людьми, которые еще не знали, что такое грех. И они ослушались Небесного Отца. Ева вкусила сама, и дала попробовать своему мужу – Адаму. Священное Писание говорит, что когда они только попробовали плоды: «открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7).
Но, пришел Отец и начал звать их. Тогда они, стыдясь и перед ним тоже, спрятались за деревья. Бог звал их, и когда нашел, начал разговаривать с ними. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3:9-13).

Итак, дорогие братья и сестры, от века в век, и от года в год переходит этот прародительский грех на всех, приходящих в мир людей. И как схоже в нашей жизни то, как разговаривали первые люди со своим Отцом после грехопадения. «Это не я сделал, это она мне сказала», «это не я сделал, это вот этот мне сказал или та, которую ты мне посоветовал». И как часто бывает, что мы смотрим не в глубь себя, не в глубь своего сердца, не задаем себе вопросы почему с нами то или иное происходит, что мы сделали не так, что человек нас ругает или злится на нас, а смотрим на поведение других людей: кто кого приобнял, кто кого погладил, кто с кем пошел, кто с кем что обсудил. И видим в других людях пороки, как нам порой кажется, будучи сами грешные и страстные.

В житии преподобного Макария Великого был такой случай. Преподобный увидел в пустыне беса в виде человека, который шел в близлежащий монастырь. Он был обвешан сосудами разной величины, разного вида. Преподобный спросил его: куда он идет? На, что тот ответил, что идет в монастырь. Преподобный спросил: а зачем ему столько сосудов, почему они все такие разные? А искуситель ответил ему: что будет поить из этих сосудов монахов, и будет смотреть, кому какое зелье понравится.

И так, действительно, происходит. Диавол – отец лжи, видит каким грехам мы более подвержены и через наши страсти «поит» нас этим «приятным»зельем, до тех пор, пока мы не падаем. Он знает, что если мы подвержены, например, осуждению, он будет нас подвергать этому греху. Какой смысл, если мы, например, не чувствительны к тому, чтобы взять чужое? Зачем диаволу искушать нас в этом грехе? Он и так знает, что потерпит здесь неудачу. Поэтому он искушает нас тем, чему мы наиболее подвержены. Искусил кого-либо враг когда-то усомниться в ближнем, человек принял этот помысел, и начал его развивать. И через этот помысел враг будет ему посылать ситуации, которые будут компрометировать его ближняго, посылать людей, которые будут говорить находящемуся в сомнениях человеку, что-то плохое про объект его искушения, показывать ему то, за что он будет продолжать осуждать своего ближняго и еще больше сомневаться в нем. И будет враг держать такого человека с своих сетях до тех пор, пока тот не падет окончательно, либо, с помощью благодати Божией не отринет все дурные помыслы против своего ближняго, и не примирится с ним, открыв причину, по которой обижался.
Но мало того, что мы сами искушаемся, мы заражаем своими нечистыми помыслами своих ближних.
Как же нужно поступать нам в таких ситуациях? Все давным-давно написано, дорогие братья и сестры, в Священном Писании: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф. 18:15-16). Да, к сожалению, бывает мы не видим своего неправильного поведения, либо оправдываем его. И поэтому нам бывает недостаточно, если человек подходит и обличает нас. Нужны свидетели, нужны более веские доказательства вины. Но, если и в этом случае не послушает, то пойди и «скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).
Так ли каждый из нас поступает? К сожалению, у многих бывает мало мужества, мало смелости. Большинство смелые – осуждать своих ближних за глазами, смелые – обсуждать их дела с другими людьми, сплетничать. А пойти и поговорить с человеком, сказать ему, что не устраивает в его поведении или делах, или словах — не хватает смелости, появляется ложное чувство стыда, смущения. Но, что еще кроется в этом, дорогие братья и сестры? В этом кроется очередная уловка врага человеческого спасения, такие люди не только увеличивают свой грех осуждения, ропота, сплетничества, но и соблазняют своих ближних на то же самое. И коварство врага, злоба, эта чернь начинают распространяться в такой геометрической прогрессии, что потом, замешанные во всем этом люди, оказываются в таких глубинах, что не знают, как оттуда и вынырнуть. Вот, дорогие братья и сестры, почему нам нужно чаще читать святое Евангелие, труды святых отцов, их жития, а так же участвовать в таинствах Церкви, чтобы благодать Святаго Духа нам помогала применять прочитанное в своей жизни.

Сегодня Церковь вспоминает Адамово изгнание из Рая. В церковных песнопениях поется: «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену!» (стихира в Неделю сыропустную)

Почему же он плакал? Да потому, что он осознал, что потерял. Он осознал, что он сделал. Очень просто было послушать своего Отца, но как показала жизнь – это оказалось не так легко. Плакал он еще и от того, что через его грехопадение, изменилось все. Изгоняя первых людей из Рая, Господь сказал: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт.3:16-17). Не только наши прородители понесли наказание, но и вся земля… Вся земля через Адамово грехопадение стала проклятой. И это Адам осознал в течение всей своей долгой жизни, ибо жил он более девяти веков, ему было когда подумать. Ему было, что осознать.

Памятуя о том, что согрешили когда-то наши прародители, мы должны очень внимательно относиться к собственной душе, и к собственному поведению. Не поведению ближних! Потому что, мы часто трактуем поведение ближних, как говорится, со своей колокольни. Если мы видим грех в других людях, то это лишь доказательство того, что мы сами грешные.
Святой апостол Павел в послании к Римлянам, которое мы сегодня слышали, говорит: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4).

Поэтому, дорогие братья и сестры, нам нужно прежде всего обратить взоры – внутрь своего сердца, чаще оценивать свое поведение, свои поступки, то о чем мы говорим, и как мы реагируем, а не то, как говорят и поступают наши ближние. И это является – залогом нашего спасения, потому что мы лично дадим перед Господом на Страшном суде ответ за свои грехи, и свои прегрешения, за свои поступки, дела, слова и мысли.

Желаю вам, дорогие братья и сестры, чаще читать Священное Писание. Еще и еще раз обращаюсь к вам, чтобы вы соизмеряли свою жизнь с тем, что там написано. Не легкий путь, действительно, но к этому мы призваны. В каждом из нас живет ветхий Адам. В каждом из нас течет кровь наших прародителей. Нам свойственно то, что они сделали тогда. Но, когда пришел в мир Новый Адам — Христос, Он искупил нас от прародительного греха, избавил нас от вечной смерти. И нам нужно стремиться, чтобы быть подобным Ему, а для этого стараться изменять свое греховное сознание, исправляться, смотреть и обращать свое внимание на себя, а не на наших ближних. Стараться не впадать в осуждение, и не быть соблазном для наших ближних, потому что ближний – это наше спасение, так как через взаимоотношения с нашими ближними мы обретаем спасение или погибель. А вот когда мы спасемся, тогда и тысячи вокруг нас спасутся. Чего и всем вам, дорогие братья и сестры, желаю. Аминь.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали такие слова: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).
Приводя на память эти слова, и я прошу у вас прощения, дорогие отцы, братия и сестры, за свое поведение, за, может быть, чрезмерное или недостаточное внимание к кому-либо из вас, за то, что может быть когда-то не так сказал, или не так сделал, или посмотрел… Прошу простить меня и помолиться обо мне грешном.»

После проповеди состоялась вечерня с чином прощения.

Просмотры (37)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *