27 февраля 2022 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Архипастырю сослужил секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин.
На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции и молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая.
По отпусте Литургии было оглашено послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посвященное 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей, затем владыка обратился к верующим с архипастырским словом:
“С Праздником, дорогие братья и сестры! С воскресным днем!
Завершаются подготовительные недели к Великому посту, и сегодня в предпоследнюю неделю Святая Соборная Апостольская Православная Церковь предлагает нам память о Страшном суде. Сегодняшнее воскресенье так и называется – Неделя о Страшном суде.
В Священном Писании говорится, что когда Господь наш Иисус Христос придет во всей Своей славе, с небесным воинством Ангелов на землю во время Своего Второго Пришествия, тогда Он разделит всех людей живых и мертвых (ибо мертвые воскреснут) по правую, и по левую от Себя сторону. В Евангелии написано: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; — обращаясь к стоящим по правую сторону праведникам, — жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25:31-45).
Дорогие братья и сестры, какие важные слова! Ведь Священное Писание все преисполнено словами Христа о делах милосердия. И даже в такой момент, когда в Писании говорится о втором Пришествии и о кончине мира, то снова и снова напоминается нам о делах милосердия, и не просто Евангелист, повторяет и повторяет эти слова. Казалось бы, одного раза достаточно, но нет, каждый раз повторяются одни и те же слова в течение одного евангельского эпизода. Это еще и еще раз напоминает нам о том, как важны дела милосердия в нашей с вами жизни. И пойдут, те которые делали дела милосердия – в вечную жизнь, а те которые не делали их – в муку вечную (Мф. 25:46). Вечную муку! Так заканчивается сегодняшнее евангельское зачало.
Дорогие братья и сестры, Господь очень много говорил нам о наших с вами взаимоотношениях, потому что – это залог нашего спасения. Две главные заповеди, говорит Христос: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф. 22:37-40).
Дорогие братья и сестры, мы находимся с вами в преддверии Великого поста, и многие из нас будут поститься, будут исполнять предписания. Многие из нас молятся, ходят в храм, посещают богослужения. Но апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам говорит: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор.8:8 — 9:2).
Опять – взаимоотношения между ближними.
Никто не говорит, что поститься не нужно. Да, апостол Павел сказал, что пища и питье не приближают и не отдаляют нас от Бога, но он не сказал: не поститесь. Он сказал, если мы знаем, что сейчас пост, но идем и употребляет в пищу то, чего не положено и это видит ближний, соблазняясь, а еще и скажет в себе: «Он верующий человек все знает, но поступает неправильно, а как мне быть, я тоже так буду делать! Зачем мне поститься?!» Но апостол Павел продолжает, что таким образом, соблазняя брата, мы согрешаем против Самого Господа Иисуса Христа и таким образом, лишаем своего брата спасения.
Вот, дорогие братья и сестры, еще раз подчеркиваю, как важны – наши с вами взаимоотношения. Многие будут поститься, но многие, также имеют против ближнего своего зависти, обиды, распри. Разве в этом заключается пост? Чтобы отказываться от еды, но обижаться на своего ближнего. Отказываться от того, что нельзя кушать, но осуждать своего ближнего. Разве в этом заключается пост? Конечно же, нет! Пост заключается, прежде всего в том, чтобы работать над своими внутренними страстями и грехами. Чтобы постепенно изменяться. Для этого нужны силы духовные, благодать Святаго духа, но она не поселяется в сердце человека, которое занято ненавистью к своему ближнему. Ничего святое не соединяется с грехом и, если сердце занято ненавистью и обидами к своему ближнему, то благодать не может войти в наше сердце.
Дорогие братья и сестры, мы должны прощать наших ближних. Мы должны стараться не искушаться разными посылаемыми для нашего же исправления и вразумления жизненными моментами, но стараться извлекать их них правильные выводы и учиться. Если Господь попускает нам потерять что-либо, то это не потому, что какой-то ближний лишил нас этого, а для того, чтобы мы научились не привязывать свое сердце к земным вещам. И не монахов только это дело. Господь обращается не только к монахам, что вот – они понимаете ли, не имеют ни семьи, ни детей, они должны смиряться, терять все, не должны привязываться к земным вещам. Не к монахам – это только обращено, а ко всем нам. И, если Господь ставит нас в такие условия, значит не ближний в этом виноват, а Господь нас каждого учит тому, чему мы должны научиться в данный момент. У кого-то забирает то, к чему его сердце привязано — урок, у кого-то забирает ближнего — урок, у кого-то здоровье — тоже урок терпения, работы над собой, а если мы почитаем Священное Писание, то мы узнаем, что наши болезни и то, что с нами происходит – это происходит от наших с вами грехов. У апостола Иакова в послании – четкая связь между грехом, болезнью и смертью (Иак. 1:15).
Нас Господь спасает через те или иные обстоятельства. Так вот, этому мы должны учиться, дорогие братья и сестры, это мы должны видеть и понимать. Не то, что с нами происходит, что страдаем, что нас обижают, что ближний на нас не так смотрит или говорит нам не лестные слова. Нет, не это мы должны видеть, а то, что все это происходит из-за нас самих и мы сами должны меняться.
Но, еще что важно? Ведь, важно то, что обиды, ненависть к нашим ближним, они отдаляют нас от Бога. Нет, не нарушение поста отдаляет нас от Бога, а наши взаимоотношения с нашими ближними, потому что одним из главных залогов допуска к причастию человека, является – примирение со своим ближним: «Первее примирися тя опечалившим. Таже дерзая, таинственное брашно яждь», написано в молитвах. А как мы чувствуем себя, когда обижается? Ведь каждый из нас когда-то обижался или обижается на своего ближнего. Мы избегаем своего обидчика, мы не хотим с ним встречаться, нам неудобно находиться рядом. А как было до разногласий? Все было хорошо, вместе общались, сидели за одним столом, гуляли, встречались, улыбались, хорошо проводили время, а теперь, когда враг поселился в сердце, он не допускает тех добрых взаимоотношений, которые были между людьми. Он разделяет их, и тогда человек обиженный начинает избегать своего обидчика, разве это нормально? Разве это христианское взаимоотношение? Но самое страшное, дорогие братья и сестры то, что и обидчик, и обиженный не могут причащаться. Это самое страшное, что может произойти с христианином. Но, если мы называем себя христианами, то неужели какие-то земные вещи могут нас лишить Святого Причащения, общения с Богом?
Поэтому, прошу вас, дорогие братья и сестры, готовясь к Великому посту, к времени покаяния, времени смирения, времени в которое мы должны научиться прощать, научиться работать над собой, научиться делать добрые дела, нужно подготовить себя правильно к этому времени. Подготовить, памятуя покаяние Закхея, памятуя гордость фарисея и смирение мытаря, памятуя о покаянии блудного сына, памятуя о делах милосердия, о которых мы сегодня слышали в Священном Писании, перечитывать еще и еще раз эти строки в Священном Писании, соизмеряя свою жизнь с тем, что там написано.
А также, всем нам желаю учиться жизни христианской. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
И помните, дорогие мои, что у каждого из нас будет личный Суд Божий. Мы все умрем, никто из нас не останется на земле вечно. Ну, кто-то может умереть сегодня, а кто-то может умереть через 10, 20, 100 лет. Никто своей кончины не знает заранее, если это особым образом не открыто Господом человеку. Поэтому, мы должны стараться так жить, чтобы не застала нас кончина в тот момент, когда сердце наше заполнено тьмой обид, гордости, осуждения и вражды.
Апостол Павел говорит: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Ефес.4:26). Потому, что мы не знаем проснемся мы или не проснемся, каждый в свое время предстанет на личный суд Христа, и тогда Христос обратиться к нам: сделали ли мы все то, что Он говорил? И какой мы дадим ответ Господу? Давайте задумаемся над этим, давайте еще и еще раз посмотрим в свою совесть, обратим взор в глубины своего сердца, и подумаем: так ли мы живем, как нас учит Христос? Правильно ли, достойно ли называем себя христианами? И какой мы дадим ответ на суде Христовом… Аминь.”
Поблагодарив прихожан за общую молитву, епископ Леонид преподал верующим архипастырское благословение.
Просмотры (24)