В день памяти священномученика Илариона епископ Леонид совершил Литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе

28 декабря 2021 года, в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Архипастырю сослужил секретарь епархии протоиерей Сергий Юрин.

На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. 

После сугубой ектении епископ Леонид вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. 

По отпусте Литургии состоялся молебен священномученику Илариону, затем владыка Леонид обратился к верующим с архипастырским словом: 

“С праздником дорогие отцы, братья и сестры! 

С днем памяти угодника Божия священномученика Илариона. 

Вчера, в каноне священномученику Илариону мы слышали такие слова, что, если бы не вера, сила, стойкость и крепость новых мучеников Церкви Русския, то не устояла бы наше государство. И читая житие священномученика Илариона действительно можно дивиться человеческой крепости. Мы — люди, на самом деле, очень хрупкие существа. Любой сильный ветер может отправить нас по ту сторону гробовой доски, а новомученики Церкви Русския столько претерпели гонений, столько скорби, столько тяжелых жизненных обстоятельств… 

Святой священномученик Иларион родился 13 сентября 1886 года в Тульской губернии. Отрока отличало очень большое стремление к учению. Известно из его жития, как в пятилетнем возрасте он вместе со своим младшим братом, которому было всего три года, отправились пешком в Москву учиться. По дороге, когда младший брат уже устал и заплакал, Владимир, так звали священномученика Илариона до монашеского пострига, остановился и строго сказал ему: «Ну и оставайся неученым». Родители вовремя обнаружили пропажу детей, догнали их, и вернули под кров своего дома. 

Впоследствии Владимир блестяще закончил духовное училище, семинарию, духовную академию, защитил богословскую диссертацию. Его сердце тяготело к монашескому жительству. В одном из скитов Троице-Сергиевой лавры, посвященному Святому Духу, Владимир был пострижен в монашество с именем Иларион. Святой священномученик Иларион много лет потрудился в alma mater — Московской духовной академии и семинарии, будучи ее преподавателем, а потом и инспектором. После монашеского пострига, его рукоположили во иерея, а вскоре возвели в сан архимандрита. Очень часто из-под его пера выходят тру­ды, обо­га­ща­ю­щие цер­ков­ную на­у­ку. Его про­по­ве­ди зву­чат с ам­во­нов церк­вей, слов­но ко­ло­кол, при­зы­вая на­род Бо­жий к ве­ре и нрав­ствен­но­му об­нов­ле­нию. 

Он был ярым защитником и проповедником восстановления патриаршества. На соборе в 1917 году священномученик Иларион выступил с пламенной речью, обращенной к тем, кто счи­та­л еще нуж­ным воз­ра­жать про­тив пат­ри­ар­ше­ства. Он говорил: «А ко­гда мы при­кла­ды­ва­лись к свя­тым мо­щам чу­до­твор­цев Мос­ков­ских и пер­во­пре­столь­ни­ков Рос­сий­ских, не слы­ша­ли ли мы то­гда их упре­ка за то, что две­сти лет у нас вдов­ству­ет их пер­во­свя­ти­тель­ская ка­фед­ра?» 

По­сле при­хо­да к вла­сти боль­ше­ви­ки сра­зу же на­ча­ли го­не­ние на Цер­ковь, и уже в мар­те 1919 го­да ар­хи­манд­рит Ила­ри­он был аре­сто­ван. Пер­вое тю­рем­ное за­клю­че­ние про­дол­жа­лось три ме­ся­ца. 

В мае 1920 го­да ар­хи­манд­рит Ила­ри­он был на­ре­чен и хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Верейского, ви­ка­рия Мос­ков­ской епархии. Не прошло и двух лет, как священномученика отправили в следующую ссылку — в Архангельск. Там он пробыл около года. После возвращения, святитель Тихон приблизил священномученика Илариона к себе и сде­лал сво­им бли­жай­шим со­вет­ни­ком и еди­но­мыш­лен­ни­ком. Патриарх возвел его в сан архиепископа. Церковная деятельность архиепископа Илариона расширяется. Он ве­дет се­рьез­ные пе­ре­го­во­ры с упол­но­мо­чен­ным ОГПУ по цер­ков­ным де­лам о необ­хо­ди­мо­сти устро­ить жизнь Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в условиях Советского государства, становится грозой для лидеров обновленческого раскола. Владыка яс­но по­ни­мал пре­ступ­ность об­нов­лен­цев и раз­об­ла­чал все их хит­ро­сти и ложь, которыми они разрушали Церковь изнутри. За такую деятельность в защиту Церкви, священномученик Иларион в 1923 году был при­го­во­рен к трем го­дам за­клю­че­ния в Соловецкий лагерь.   

Увидев весь ужас ба­рач­ной об­ста­нов­ки и ла­гер­ную пи­щу, архиепископ Иларион ска­зал: «От­сю­да жи­вы­ми мы не выйдем».  Много лет он провел в соловецком лагере. Потом его этапировали в Ярославскую тюрьму. Там, следователь ГПУ, предлагал святителю Илариону в обмен на свободу поддержать григорианский раскол, на что получил решительный отказ. Следователь спросил: «А сколь­ко вы име­е­те сро­ка на Со­лов­ках? Три го­да?! Для Ила­ри­о­на три го­да?! Так ма­ло?» Неуди­ви­тель­но, что по­сле это­го ар­хи­епи­ско­пу Ила­ри­о­ну бы­ло до­бав­ле­но еще три го­да. 

До 1929 года он пробыл в заключении в тяжелейших условиях Соловецкого лагеря, из которых он писал письма, вновь и вновь защищая Церковь Божию. Те, которые были с ним в заключении, вспоминали, что святитель был незлобивым пастырем, кротким агнецем, который совершенно не думал о себе, не думал о своих вещах. С легкостью отдавал все то, что у него просили. Даже там, в тюрьме, нашлись люди, которые должны были следить за его личными вещами, потому что он настолько не обращал внимание на все внешнее, на все земное, что его с легкостью могли обокрасть. На провокации и оскорбления в свой адрес владыка Иларион даже не обращал внимания. 

В 1929 году, священномученика Илариона этапом отправили в последнюю ссылку в Алма-Ату. По дороге из тюрьмы в тюрьму, священномученик Иларион заболел сыпным тифом. Прибыв в Ленинград, он был госпитализирован в одну из тюремных больниц. Оттуда он писал: «Я тяжело болен сыпным тифом, лежу в тюремной больнице, заразился, должно быть, в дороге; в субботу, 28 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу». В больнице ему сообщили, что его надо обрить, на что Преосвященный ответил: «Делайте теперь со мной, что хотите». В бреду он говорил: «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмет».  

За несколько минут до его смерти в палату пришел врач и сказал, что кризис миновал, что возможно он будет жить. На что священномученик, тихим шепотом, еле слышным сказал: «Как хорошо! Теперь мы далеки от…» С этими словами жизнь его прервалась. Это произошло 28 декабря 1929 года. 

Священномученик Серафим (Чичагов), который занимал в то время Ленинградскую кафедру, испросил у властей тело священномученика Илариона для христианского захоронения. Когда его переоблачили в белые одежды, когда гроб его стоял в храме, некоторые родственники, подходя ко гробу не узнавали священномученика Илариона.  Одна из родственниц даже упала в обморок. Настолько было истощено тело. Весь обритый, перед ними лежал седой старец, которому не было еще даже 60-ти лет. 

Почти всю свою церковную жизнь святитель Иларион провел в тюрьмах, в ссылках, в тяжелейших условиях, но ничто не могло сломить его нрав. Того, которого мы видим сейчас на иконах, красивого, с длинной бородой, с вьющимися волосами, не узнавали лежащего в гробу истощенного человека.   

И многие-многие новомученики Церкви Русской так оканчивали свой земной путь.  

Кто-то задастся вопросом — зачем же все это нужно было, зачем нужно было так себя изнурять? Можно было бы пожалеть себя, смириться, принять то, что существовало на тот момент в Церкви, и в государстве, уехать куда-нибудь в русскую глубинку и жить себе спокойно, припеваючи, может быть даже и совершая богослужения тихо и без всякой укоризны и преследования. Но это была их жизнь наших новых мучеников, дорогие братья и сестры, они не мыслили себя без Церкви, без богослужения, они не мыслили себя в той «новой» жизни и «новой» Церкви, которую предлагало им Советское правительство. И их крепость, их вера, привела их в Небесное Царство. 

В свитке, который держит священномученик Иларион на иконе, мы читаем слова, это последние слова тропаря посвященного священномученику Илариону: «Без Церкви нет спасения» — это его по­сто­ян­ное на­по­ми­на­ние: вне Церк­ви нет спа­се­ния, вне Церк­ви нет та­инств. Без Церкви действительно, дорогие братья и сестры, нет спасения. Христос говорил: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Претворения хлеба и вина в Пречистые Тело и Кровь Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа происходит во время Евхаристии при совершении Божественной литургии, и больше никак.  Священномученики, новомученики, в том числе и миряне, пострадали за Церковь истинную, которую они любили, за чистоту веры, которую они сохранили. Мы, преклоняясь перед страданиями наших новых мучеников и благодаря их, сегодня находимся в храмах Божиих не поврежденных обновленчеством, ни другим каким заблуждением. 

Будем же просить новых мучеников Церкви Русской, а наипаче священномученика Илариона, архиепископа Верейского, чтобы они сохранили нас и до скончания века православными христианами в правильной, не искаженной Церкви Христовой, в истиной вере, непоколеблемой ничем. А прожив так жизнь, мы сможем надеяться на жизнь вечную, где будем славить Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь.” 

Поблагодарив прихожан за общую молитву, владыка преподал верующим архипастырское благословение.

Просмотры (27)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *