30 мая, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Владыке сослужил секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин.
На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции и молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая.
По отпусте Литургии владыка Леонид обратился к верующим с архипастырским словом:
«С праздником, дорогие отцы, братья и сёстры.
Христос Воскресе!
Сегодняшний воскресный день называется Неделей о самаряныне.
Апостол и евангелист Иоанн Богослов повествует нам о том, как Господь со своими учениками пришел в местность близ самарянской столицы, Сихарь. Он остановился в том месте, где праотец Иаков выкопал колодец и отдал эту местность своему сыну Иосифу. Это место было священным для самарян. Там они молились, там они брали воду, там они поили свой скот, также, как много сотен лет назад праотец Иаков делал это со своей семьей. И вот, в полуденный зной, когда Господь после дороги присел возле этого колодца, а апостолы ушли в город, чтобы купить еды, приходит та самая женщина к колодцу чтобы набрать воды для себя и своих домочадцев. Господь начинает с ней разговор, Он просит у нее воды. Самарянка была удивлена потому, что Христос был одет как иудей, а она знала прекрасно, что иудеи не общаются с самарянами из-за того, что иудеи считали самарян язычниками, считали отступниками, еретиками и поэтому они даже когда куда-то шли, обходили самарянскую страну стороной, чтобы не встретиться, как они считали, с этими нечестивыми людьми. Но Христос просит у нее пить. Она удивилась и спросила: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» (Ин. 4:9). Господь сказал ей: «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Ин. 4:10-12). Спаситель сказал ей в ответ: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13-14). Женщина опять не вразумилась. По женски, по суетности своей, она она опять говорит Господу: «дай мне этой воды» (Ин. 4:15). Возможно, этот колодец был далеко за городом, и многие люди претерпевали большой труд, чтобы прийти на этот колодец и набрать воды. Она Ему по житейски, по человечески говорит: «дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин. 4:15). Но тогда Господь, продолжая разговор с ней, говорит: «позови мужа твоего и приди сюда» (Ин. 4:16). Она говорит Ему, что у нее нет его, хотя она живет с мужчиной. «Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4:17-18) Вот тогда-то эта женщина, как говориться, и проснулась. «Облили» ее ушатом холодной воды. Она отрезвилась. Она тогда поняла и говорит: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4:19). Она даже забыла обо всем том, зачем пришла к колодцу. Она сразу же начинает задавать Спасителю те вопросы, которые действительно волновали ее, несмотря на свою не совсем праведную жизнь, которую вела. Она стала задавать вопросы духовного характера. «Отцы наши поклонялись на этой горе» (Ин. 4:20). Самаряне поклонялись Богу на горе Гаризим, которая находилась близ самарянской столицы, именно там находился этот источник и самаряне почитали эту гору как священную. «Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин. 4:19-21). И эти времена настали, дорогие братья и сестры. Они настали. Мы живем в эти времена. Мы ведь живем не в Иерусалиме и не в Сихаре, мы живем в Буэнос-Айресе, в Аргентине, а наша епархия распространяется на весь континент и истинные поклонницы поклоняются Богу в храмах, расположенных по всему земному шару в духе и истине.
Эта встреча самарянской женщины с Господом произошла не просто так, ведь возможно и она пришла на этот колодец, далеко от своего дома, в часы зноя, тогда, когда остальные люди не ходят по улице в сильную жару, а сидят дома, в тени. Она знала, что ведет неправедную, не хорошую жизнь, и возможно избегала людской молвы и косых взглядов. Но мы видим человеколюбие Божие, дорогие братья и сестры. Господь пришел к тем людям, которые почитались иудеями за грешников. Господь пришел к ним и начал разговаривать именно с этой женщиной потому, что Господь говорил: «Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мк. 2:17). Поэтому Господь и встречается именно с этой женщиной. Господь объясняет ей духовные вопросы. Он говорит ей: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Когда пришли апостолы и увидели что Христос разговаривает с этой женщиной, они ничего не сказали, хотя и подумали, почему Он разговаривает с этой женщиной. Очнувшись от своего греховного сна, она оставила все и «пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4:28-29). А перед эти она сказала Господу: «знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:25-26). И вот она шла по улицам своего города и призывала народ, она говорила людям: «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4:29). И весь народ, все самаряне стеклись к тому месту, где был Христос и Его ученики. Они упросили Господа побыть там некоторое время. Господь с учениками пробыл у них два дня, пишет апостол и евангелист Иоанн. Господь проповедовал, общался с этими людьми, наставлял их в духе и истине, так что они потом говорили: « уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4:42).
Так вот, дорогие братья и сестры, всем нам не хватает этой веры, несмотря на то, что мы уже и слышали, и видели, и знаем. Нам не хватает веры. Мы не приходим в храм, а бежим туда и вспоминаем о Боге, когда с нами или с нашими родственниками что-то приключается плохое или нехорошее, когда в нашей жизни что-то идет не так, как мы задумали и хотели видеть нашу жизнь, тогда мы вспоминаем о Боге и считаем, что Он нам поможет и Он нам нужен. Некоторые ропщут на Бога за то, что сколько горя в мире, сколько происшествий происходит: где же Бог? Мы забываем о том, дорогие братья и сестры, где же мы сами? Где мы? Ведь если бы мы жили праведно, то не было бы ни болезней, ни печалей, ни происшествий в мире. Все это происходит не из-за того, что Бог жестокий, а потому, что мы с вами не те, какими нас хочет видеть Бог. И мы должны помнить об этом. И Церковь нас отрезвляет, как Христос отрезвил эту женщину, обличив ее любя, обличив в том, что она живет неправильно. И мы должны воспринимать эти обличения посылаемые нам от Бога через людей, через обстоятельства не как наказание, а как любовь Божию к нам, чтобы увидели свое неправильное поведение, чтобы мы осознали, что мы находимся в плачевном состоянии и чтобы мы обратились к Богу всем сердцем, всей душой, как это сделала самарянка, уверовав что перед ней Спаситель. Уверовав она привела к этой вере всех своих сограждан, всех, кто ждал пришествие в мир Спасителя. Вот те плоды, дорогие братья и сестры, которые возникают в нас, когда мы сами встаем на правильный путь, когда мы сами стараемся исправляться, когда сами спасаемся, то видя этот свет, на него приходят, как на маяк, остальные.
Господь сказал: «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23). Бог Отец ищет таких людей. Так будем же мы, дорогие братья и сестры, читая, зная все то, что Господь говорил самарянке, обращать на себя Его слова. Будем помнить о том, что Господь всех нас ждет. Ждет нас, как любящий Отец. Но с нашей стороны должно быть благое произволение. Нужно иметь желание для того, чтобы исправиться; терпение, потому что этот путь исправления тернистый и непростой; упование на Бога, что Господь обязательно поможет и спасет нас. То, что мы приобретем во время спасения, ту живую воду, которой мы напитаемся, приведет нас в Вечную Жизнь. Аминь.»
Поблагодарив прихожан за молитву, владыка преподал верующим архипастырское благословение.
Просмотры (46)