18 апреля 2021 года, в Неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Литургию св. Василия Великого в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Владыке сослужил секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин.
На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции и молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая.
По отпусте Литургии состоялся благодарственный молебен Господу Иисусу Христу, с присовокуплением прошений и молитвы о здравии, а также славление преподобной Марие Египетской. Затем владыка Леонид обратился к верующим с архипастырским словом:
«С праздником, дорогие отцы, братья и сестры!
Вот уже две недели осталось до Светлого Христова Воскресения — Пасхи. Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию воскресенье, посвященное великой угоднице Божьей, преподобной матери нашей Марии Египетской. Несколько дней назад, мы совершали чтение Великого покаянного канона Андрея Критского, когда на длительном вечернем богослужении прочитывается житие преподобной матери нашей Марии Египетской. Святая Церковь посвящает ей Неделю, как пример великого покаяния перед Богом, великого исправления. Если мы вспомним, дорогие братья и сестры, ее житие, как она сама рассказывала преподобному Авве Зосиме, в 12 лет она ушла из дома, отвергла любовь своих родителей, пошла в Александрию, один из крупнейших городов Египта, и там предавалась распутству и блудной страсти. Двенадцатилетняя девочка. 17 лет она пребывала в таком неистовом разжжении плоти. 17 лет! И она говорила старцу: «не думай Авва, что я была богата или знаменита. Нет. Я была бедная. Иногда, порой, мне даже есть было нечего». Но такая страсть была неистовая, что она каждый день искала, как бы еще изощреннее эту страсть исполнить. И так она жила 17 лет. Но Господь «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим 2:4). Так или иначе, Господь каждого из нас ведет Ему одному ведомыми путями. Господь, желая нашего спасения, всегда, либо Своей неизреченной помощью, промыслом Сам, либо посылает человека, но пытается достучаться до нашего сердца, до нашей совести. Так и случилось с преподобной матерью нашей Марией. Однажды, она увидела, как шла группа людей на корабль. Узнав у них, что они отплывают во Святой Град Иерусалим, она решила плыть с ними. Она рассказывала преподобному Зосиме, что у нее не было денег на это путешествие. Зачем она поплыла туда? Она ответила: «только чтобы ещё больше предаться блудной страсти». И не имея средств на путешествие, она лишь имела в распоряжении свое тело, свою страсть, чему и предавалась на корабле во время путешествия. Об этом даже как-то стыдно и неудобно говорить, но это так, дорогие братья и сестры, это часть жития преподобной Марии. И как Господь милосерден! Написано в каноне святителя Андрея Критского: «како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси» (Тропарь 6-й песни Великого канона). Господь открыл преподобному Зосиме житие преподобной Марии Египетской, показал, как глубоко мы можем падать и как высоко мы можем взлететь. Благодаря чему? Благодаря истинному покаянию. Дорогие братья и сестры, преподобная Мария Египетская, на вопрос старца: сколько же лет она здесь прожила в пустыне? Ответила, что около 47. Она отправилась в пустыню, после того, как по молитвам к Божьей Матери, Царица Небесная благословила ее приложиться к Животворящему древу Креста Господня. Именно тогда у нее произошло изменение сознания, которое всем нам нужно. Изменение сознания до той степени, что человек полностью изменил свою жизнь. Но для того, чтобы это произошло, нужно человеческое желание, и тогда Бог обязательно поможет. С тремя хлебами она ушла в пустыню и 47 лет прожила в ней. Она предала себя в руки Божии всецело, без всякого упования на себя, на кого-либо другого. Ведь в пустыне есть и дикие звери, львы. В пустыне нет крова, где главу приклонить. Днем палит солнце, ночью очень холодно. Преподобный Зосима встретил ее нагую, потому что всё, что было на ней, истлело от времени и жары. Посмотрите на икону, как преподобная Мария изображается. С первого взгляда, если человек не знает, кто изображен на иконе, невозможно понять кто это, мужчина это или женщина. Седые короткие волосы, выгоревшие на солнце в пустыне. Таким образом, преподобная сказала, что ее борения в пустыне проходили 17 лет. Ведь как нам трудно избавиться от греха, еще тяжелее избавиться от страсти, к которой мы привыкли, с которой мы не можем расстаться. И также было с преподобной Марией. Она говорила, что ей на ум приходили блудные песни, вспоминала вино, которое она пила в Александрии, на ум приходили воспоминания той ее прежней жизни. Но она боролась с этими помыслами так, что говорит, падала ниц на землю на раскаленный песок и лежала до тех пор, пока Господь не помогал ей избавиться от этих помыслов. И в таком жесточайшем борении она прожила 17 лет!
Конечно для нас, дорогие братья и сестры, очень трудно достижимы такие подвиги. Но ведь и Господь от нас не требует такого. Множество монахов, святых, преподобных, праведных, юродивых, возлагали на себя огромные труды, которыми изнуряли себя: голодом, холодом. Блаженный Максим, Христа ради юродивый, зимой босиком ходил по снегу. Некоторые святые жили в горах, на вершинах, имели только один шалаш. Другие закапывали себя по пояс, и так терпели жесточайшие болезни. Так они смиряли свою плоть. Но Господь от нас не требует такого. Каждый пытается исправиться и кается так перед Богом, как позволяет ему его совесть, его сердце. Но порою, мы даже отвергаем то, что Господь посылает нам, в чем мы можем преуспеть — в смирении, в терпении, в отвержении своей воли. Самое малое, а нам кажется, что это такое, чего мы не можем терпеть. А как же мы тогда спасемся, дорогие братья и сестры? Как же мы избавимся от грехов, если не покаянием, если не работой над с собой, не испытывая некие неудобства в жизни? Как же мы тогда спасемся? Святой Апостол Павел в послании к Римлянам говорит: «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим 2:5) А преподобный Ефрем Сирин говорит так: «Раскаяние есть великое горнило, которое принимает в себя медь и претворяет ее в злато, берет свинец и отдает серебро». Вот, дорогие братья и сестры, как святые относились к покаянию, как святые относились к раскаянию. Порою мы даже самые малые грехи оправдываем, для себя представляя их ничтожными, такими, которые не будут иметь последствий для жизни вечной. Но должно происходить наоборот. Святые видели самые маленькие свои грехи и считали их для себя самыми большими, и это приводило их к истинному покаянию, к истинному смирению, к истинному исправлению. Многие скажут из вас — зачем же нам ходить в храм и приступать к исповеди, когда мы можем и так раскаяться в своих грехах, осознать свой грех и покаяться перед Богом в своем сердце? Но, дорогие мои, если кто-либо упадет в болото, и каким-то чудным образом выберется из него, весь грязный, неужели стыд от того, что он в грязи, сделает его чистым? Конечно же нет. Для этого Церковь и предлагает нам источник очищения, источник чистый, источник благодати, а чистая омывающая вода для души и есть благодать Божия, источник, откуда изливается вода, – Церковь Христова, процесс омовения – Таинство Исповеди. Поэтому не нужно заблуждаться в том, что мы можем лишь только раскаяться и осознать свой грех в своем сердце. Этого мало, дорогие братья и сестры. Потому, что грех есть грязь, грех есть яд. Баню принимать посреди улицы человек не будет, от отравления на ходу не излечится: для этого нужны соответствующие учреждения.
Взирая на житие и истинное покаяние преподобной матери нашей Марии Египетской, желаю всем нам, дорогие братья и сестры, первое — иметь стремление к избавлению от греха. Второе — истинно раскаиваться в своих грехах, не обманывать себя тем, что мы незначительные грехи совершаем. Не успокаивать себя, что мы не убиваем никого, не блудим, не крадем чего-то чужого. Но бывает столько других грехов, которые нас могут извергнуть вон из Рая. Не нужно себя оправдывать тем, что мы совершаем такие грехи, которые незначительны. Каждый грех значителен для человека. Каждый грех, по учению святых отцов, оставляет рубец на душе, а нераскаянный грех — открытую рану. И третье, желаю всем нам стремления к чистой Богоугодной жизни. Если у нас будет желание, Бог поможет нам исправиться. Он смотрит на желание нашего сердца и поэтому обязательно поможет. Истинное покаяние и исправление греховной жизни, настоящее изменение собственного сознания к доброму, хорошему, светлому, приведет нас в Царство Небесное. Аминь.»
Поблагодарив верующих за общую молитву, владыка преподал прихожанам архипастырское благословение.
Просмотры (36)