В четверг 5-й седмицы Великого поста епископ Леонид совершил Литургию Преждеосвященных Даров

15 апреля 2021 года, в четверток Великого канона, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Литургию Преждеосвященных Даров в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Владыке секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин.

На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции и молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая.

По отпусте Литургии состоялось славление святителю Андрею Критскому, затем владыка Леонид обратился к верующим с проповедью:

«С праздником дорогие отцы, братья и сестры! Мы сегодня празднуем день, который называется четверг Великого канона. Что же такое канон? Раньше, у древних греков, словом «канон» обозначалась палочка, которая была прообразом линейки. Чуть позже, это слово обрело понятие самой линейки. Позже, это слово стало употребляться как эталон, как правило. Существуют правила святых отцов, которые называются канонами. Существуют постановления святых Вселенских соборов, которые называются канонами. Наконец, существует корпус Священных Книг, который называется корпусом Священного Писания, каноном Священного Писания. Но еще, понятие канон, подразумевает в себе поэтическое произведение. Мы с вами читаем канон ко причастию, мы с вами читаем канон на исход души, канон о здравии болящего и много-много богослужений и молебствий, которые включают в себя такое произведение как канон.

Святитель Андрей, архиепископ Критский, был творцом Великого канона. Что значит Великий канон? Великий канон состоит из 250 тропарей, в каждой из 9 песен, более 30 тропарей, когда в обычных канонах, которые мы с вами привыкли читать, 30 тропарей во всём каноне. Но не только поэтому канон называется «Великим», потому что большой по своему объему. Но он еще называется Великим, потому что несет в себе великое покаяние, несет в себе великий смысл, тот, который вложил святитель Андрей Критский исходя из своего личного опыта, своего личного покаяния, исходя из знания и опыта Великих святителей, отцов Церкви. Ибо в каноне святителя Андрея мы можем видеть поучения святителя Григория Богослова, святителя Григория Нисского, Ефрема Сирина, Максима Исповедника и многих других святых. Прежде всего, святитель Андрей, в своем Великом каноне обращается внутрь самого человека, перенося опыт Церкви, опыт Ветхого и Нового Завета на самого человека. Переживает грехопадения первых людей как свои собственные неправильные поступки, свои собственные грехопадения.

Чем отличается, дорогие братья и сестры, святой от нас, грешных людей? Тем, прежде всего, что при посещении благодати, люди просвещенные этой благодатью, люди святые, видят самые малейшие грехи в себе и оплакивают их так, как будто они совершили самые великие, самые большие грехи.

Мы сегодня слышали за богослужением паремию, в которой воспоминается посещение Богом, в виде трех путников, нашего праотца Авраама. Авраам, провожая путников, узнал что они идут в Содом и Гоморру, чтобы погубить эти города. Тогда Авраам стал просить у Господа помилования, он начал с того, что сказал этим путникам, сказал самому Господу, что если хотя бы пятьдесят праведников найдутся в этих городах, то помилуй их. «Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу всё место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу ещё однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошёл Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в своё место» (Быт. 18:26-33). Но, дорогие братья и сестры, как мы знаем из Священного Писания, даже десяти праведников не нашлось в этих городах. Господь наказал тех людей, которые дошли до такого неистовства в своих прегрешениях, что единственным для них наказанием было умерщвление, через такую мучительную смерть. Ибо написано в священном писании: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли» (Быт. 19:24-25). И до сих пор, на месте этих городов нет ничего живого, соленое море, «мертвое», потому что из-за большой концентрации соли в этом море не живет ничего и никто. Так неужели мы с вами, дорогие братья и сестры, не можем задуматься, глядя на тысячелетний опыт библейской истории, в котором были и грехопадения и великое покаяние? Неужели мы не видим то, что отличает нас от святых? Если святые, посредством благодати Божией, видели свои самые маленькие проступки, чувствуя, что они совершили самые большие грехи, а мы наоборот, дорогие братья и сестры, совершаем большие проступки, грехи, влекомые своими страстями, и пытаемся оправдать себя тем, что мы ничего такого плохого не делаем. Так неужели мы, даже вследствие этого, не понимаем, что мы находимся на самом-то деле в грехе, на самом деле в падении? Мы окутаны и обуреваемы собственными страстями, и искушаемые врагами рода человеческого, пытаемся оправдать еще себя, и сохранить, каким-то образом утаить, не выдать причину своего греха, с тем, чтобы оставить «мостик», тогда, когда нам будет плохо, или тогда, когда нам станет невтерпеж, мы сможем снова, по этому «мостику», перебежать к тому месту, где мы привыкли совершать свой грех.

Единственный путь очищения для святителя Андрея – во Христе, через трезвение, подвиг, через деяние – к видению Божества. Поэтому, дорогие братья и сестры, читая, творение святителя Андрея – Великий канон, и поучаясь покаянию наших праотцев в Ветхом Завете и отцов Нового Завета, усиливаемое покаянием преподобной матери нашей Марии Египетской, житие которой мы читали вчера на вечернем богослужении, мы должны удостовериться в том, что содержание Великого канона является опытом всей истории человечества, опытом Библейским, опытом борения и мучительного совлечения с себя ветхого человека и облачения в Нового Человека — Господа нашего Иисуса Христа, Которому честь и слава во веки веков. Аминь.»

Поблагодарив верующих за общую молитву, владыка преподал прихожанам архипастырское благословение.

Просмотры (45)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *