11 апреля 2021 года, в Неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Литургию св. Василия Великого в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Владыке сослужил секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин.
На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции и молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая.
По отпусте Литургии состоялось славление преподобному Иоанну Лествичнику, затем владыка Леонид обратился к верующим с проповедью:
«С праздником дорогие отцы, братья и сестры, с воскресным днем!
Сегодняшнее Евангельское чтение повествует нам об исцелении бесноватого немого отрока. Это произошло тогда, когда Господь наш Иисус Христос с учениками Петром, Иаковом и Иоанном спускались после светлого Христова Преображения с горы Фавор. И у подножия горы они увидели, как остальные ученики Спасителя о чем-то спорят с фарисеями и книжниками. Христос, подошедши спросил о чем они спорили. Тогда из толпы вышел отец болящего отрока. Он поведал Господу, что этот отрок одержим бесом немоты, который его в любое время схватывает, бросает на землю и тот бьется о землю и испускает пену. Христос сказал: «приведите его ко мне» (Мк. 9:19). Когда отрока привели к Господу, отрок упал на землю и с ним стало происходить все то, что описывал его отец: он начал биться о землю, валяться, у него потекла пена изо рта. Христос спросил отца: как долго это с ним происходит? Отец сказал, что это с ним с самого детства. Естественно можно понять чувства отца у которого ребенок так долго страдает, и так тяжело. Наверняка он обращался ко всем, кто мог помочь сыну. И пришедши ко Христу, это была его последняя надежда, потому что он слышал и знал о Христе, о таком учителе, который исцеляет многих, который воскрешает мертвых. И этот отец обратился к Господу, он сказал ему: «если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9:22). Христос ответил ему: «если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Мк.9:23-24). И бес послушавшись Господа вышел из отрока. Но вышедши стряс этого отрока так, что тот упал на землю и лежал, как будто мертвый, не двигаясь. Все подумали, что отрок умер. Но Христос взял его за руку и поднял. Потом уже, «ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9:28-29). Вот, дорогие братья и сестры, за трагедией отца и болезнью отрока, мы порою можем не заметить очень важные для нас слова. А в этом отрывке Евангельского чтения есть три аспекта на которые нужно обратить свое внимание. Первый аспект, это прошение отца отрока ко Господу. Он сказал: «если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9:22). Так и мы должны, дорогие братья и сестры, просить у Господа, как единственного источника получения просимого. Не с высокомерием, не с многоглаголанием, но от души, из глубины сердца, от понимания того, что мы находимся в падении и в грехе, просить у Господа, чтобы он сжалился над нами и помог нам. Как часто бывает так, что мы либо молимся многословием, либо молимся невнимательно, либо требуем от Бога, чтобы он исполнил то или иное наше желание, забывая о том, что мы сами ничего не стоим, и нет нам спасения, как сам же сказал Христос: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:25-26) — если Господь не поможет нам. На это должна быть решимость самого человека. Решимость на спасение. Решимость на Богоугодную жизнь. Решимость для избавления от грехов. Решимость, чтобы произнести те слова, которые произнес отец отрока: «сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9:22).
Второй аспект, на котором хотелось бы остановиться, это то, что Христос ответил отчаявшемуся отцу. Он сказал: «если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9:23). Невозможно просить у Бога что-либо для себя и исправиться не имея веры, дорогие братья и сестры. Вера это один из главных критериев нашего спасения. Как же мы будем спасаться, если мы не будем веровать, что Христос был, что Христос пострадал на кресте и воскрес, что Христос спас нас, что Христос слышит нас и Он всегда рядом с нами в печали и в радости, в благополучии и нестроении. Но Он ждет нашего желания и нашего стремления к Нему.
И третий аспект, на котором хотелось бы остановиться, это ответ Христа ученикам: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29). Мы находимся с вами, дорогие братья и сестры, в середине Великого поста, который призывает нас к сугубым молитвам, к сугубому зрению своей души, вниманию к своим поступкам, к тому, чтобы обратить внимание на нашу прошедшую жизнь. Внимание и молитва. Сугубая молитва и пост, который может ослабить тело и дать духу восторжествовать над телом. В это время Великого и спасительного поста, мы должны больше уделять внимания духовному чтению, мы должны больше молиться. Молиться сердечно, молиться с осознанием своей греховности и не требовать от Бога, а со всем смирением просить у Него помощь. Читать Священное Писание, читать жития святых. В Священном Писании мы можем почерпнуть все необходимое для нашей жизни, найти ответы на многие вопросы нашей как духовной, так и телесной жизни. А у святых отцов, через их опыт, научиться справляться с нашими грехами и нашими страстями.
Сегодня Святая Православная Церковь предлагает нам обратиться к труду великого подвижника благочестия шестого столетия преподобного Иоанна Лествичника. Ведь у него даже прозвище Лествичник. Почему? Потому, что он написал особый труд всей своей духовной жизни — «Лествицу добродетелей», дорогие братья и сестры. Святая Церковь в течение Великого поста обращает наше внимание и посвящает Недели трем святым — святителю Григорию Паламе, ибо он изложил нам учение о нетварном Божественном свете, преподобной Марии Египетской — как примеру высочайшего покаяния и Неделя преподобного Иоанна Лествичника, чтобы мы обратили внимание на его труд — «Лествицу добродетелей». Несмотря на то, что он много лет прожил на Синайской горе и воспитал множество монахов, подвижников благочестия, написал труд о котором весь мир знает, мы очень мало знаем о его жизни. Известно только, что он родился в начале шестого века, что был воспитан в благочестивой семье и в юности пожелал связать свою жизнь с Богом, уйти в монастырь, стать монахом. Известно что в 16 лет он ушёл в монастырь, через 4 года искуса он был пострижен в монахи и 19 лет был под чутким руководством своего старца, своего духовного наставника Аввы Мартирия. Известно о его путешествии со старцем Мартирием к одному из подвижников того времени в Синайской пустыне — преподобному Иоанну Синаиту. Когда старец Мартирий со своим учеником Иоанном пришли в убогое жилище преподобного Иоанна Синаита, тот подошел к Иоанну, умыл его ноги, поцеловал ему руку. Потом, недоуменный послушник Иоанна Синаита спросил, почему старец так поступил? На что преподобный Иоанн Синаит ответил ученику своему: «поверить чадо, я не знаю кто этот юноша, но я вижу, что это будущий игумен Синайского монастыря», тем самым предсказал о том, что юный подвижник будет некогда отцом множество монахов. Что и случилось, дорогие братья и сестры. Мы знаем из короткого жития преподобного Иоанна Лествичника, что в 35 лет он стал отшельником. Около 40 лет он жил один в посте, бдении, молитве, созерцании. Так же известен случай, когда к нему пришел ученик, по имени Моисей, как Господь спас по молитвам преподобного Иоанна этого ученика от гибели. Ученик захотел отдохнуть от трудов и лег под навес камня. В это время преподобный Иоанн, от трудов молитвенных, тоже решил отдохнуть. И вдруг он видит, как бы в неком тонком сне, что к нему предстал юноша и говорит: «вот ты сейчас здесь отдыхаешь, а твой ученик находится в смертной опасности». Тогда преподобный Иоанн поспешно встал с постели и начал молиться за ученика своего Моисея. Когда Моисей вернулся, он поведал старцу, что он находился на краю гибели — камень под которым он лежал, мог осыпаться и придавить его, но в самый тот момент, он услышал голос зовущего его Иоанна Лествичника, он встал, и камень упал. Вот так Господь спас ученика Иоанна Лествичника Моисея от гибели. После затвора, после отшельничества, он единогласно был избран игуменом Синайской горы, о чём много-много лет назад предсказал преподобный авва Иоанн Синаит. Четыре года он пробыл игуменом Синайского монастыря.
По просьбе одного из настоятелей, преподобного Иоанна Раифского, преподобный Иоанн игумен Синайский, написал свой труд — «Лествицу добродетелей», в которой в 30 ступенях изложил опыт духовной жизни, из которого мы с вами, дорогие братья и сестры, несмотря на то, что преподобный Иоанн по послушанию, написал этот опыт для монашествующих, но мы с вами, и в том числе люди светские, можем почерпнуть из этого труда очень много для себя полезного. Читая труд, восходя от ступенеи к ступени, возвышаясь к Горнему Царству. Труд преподобного Иоанна Лествичника предлагает нам постепенное деятельное восхождение от самого низшего до самого высокого делания. Желаю, чтобы вы, дорогие братья и сестры, полистали труд преподобного Иоанна Лествичника. Хотя бы избранные главы, то, к чему лежит у вас сердце, потому что даже в них, мы можем очень многое взять для своей духовной жизни. Желаю вам также, с чистым сердцем, обращаться ко Господу в молитве и веровать, не опуская руки в трудностях, обстоятельствах жизни, веровать Богу и помнить, как сказал Господь: «если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему». Аминь.»
Поблагодарив верующих за общую молитву, владыка преподал прихожанам архипастырское благословение.
Просмотры (45)