В день памяти преподобного Антония Великого епископ Леонид совершил Божественную литургию

В субботу 30 января, день памяти святого преподобного Антония Великого, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в домовом храме во имя благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе. Владыке сослужил секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин.

На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.

После сугубой ектении епископ Леонид вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По заамвонной молитве состоялось славление преподобному Антонию Великому, после чего Владыка Леонид обратился к прихожанам с архипастырским словом:

«С праздником дорогие братья и сестры!
Сегодня мы вспоминаем память великого подвижника Божьего, «цветка пустыни», как его называли многие — преподобного Антония Великого.

Преподобный Антоний Великий родился 251 году в Египте. Его благочестивые родители были богаты. Они воспитали сына в благочестии и страхе Божием. Но как только исполнилось Антонию 20 лет, его родители умерли и Антоний должен был взять на себя попечение о своей младшей сестре.

Однажды, как повествует житие преподобного Антония, когда он шел мимо храма, он услышал такие слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Преподобный Антоний подумал что эти слова сказаны именно для него. Тогда он пошёл, продал всё своё большое имение, которое досталось ему от богатых родителей, раздал это имение нищим, соседям, оставил только необходимое чтобы прожить себе и сестре.

В другой раз, когда он вновь услышал в храме цитату из Священного Писания, он услышал в ней то, что Господь говорит: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Тогда преподобный Антоний опять воспринял это как благословение Божие именно для него. Он отдал на воспитание свою сестру благочестивым женщинам которых знал, а сам отправился безмолвствовать.

Его подвижническая отшельническая жизнь началась не сразу, ибо тогда не было монастырей, подвижники жили в одиночестве, друг от друга на большом расстоянии. Преподобный Антоний сперва поселился неподалеку от своего селения и стал подражать одному из подвижников живших неподалеку. Он поучался его подвижнической жизни, а потом приходил в келью и стремился подражать его жизни.

Через некоторое время, преподобный Антоний решил посвятить себя более строгой отшельнической жизни. Он удалился от людей, и поселится подальше от суетного мира. Преподобный поселился в одном склепе построенном язычниками. Там вознося молитвы Богу днём и ночью он обрел в бесах себе жестоких врагов. Они стали искушать его разными помыслами. Когда преподобный Антоний был еще молодым, они разжигали в нём нечистые помыслы и блудные страсти. Потом, видя его непреклонность и то, что они бывают побеждаемы преподобным Антонием, они стали сеять в его сердце бесчисленные помыслы. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония — в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ибо через сердце враг рода человеческого сеет в душе уныние, воспоминания прошлой жизни, сеет страх. Но преподобный Антоний был непреклонен. Тогда враг рода человеческого, приняв однажды вид всевозможных существ, проник в этот склеп и бесы настолько избили его, что оставили еле живого. Наутро, когда к преподобному пришел его друг, он увидел святого Антония еле живого. Он на руках его отнёс в церковь находящуюся в том селе в котором он жил. Но как только преподобный Антоний пришёл в себя, он слезно умолял друга вернуть его обратно. Вот в таком подвижничестве преподобный Антоний прожил множество лет.

Потом, как в житии написано, преподобный Антоний, находясь в борении от бесов, сопротивляясь им, однажды увидел такое явление: крыша того места где он был разверзлась и луч света отогнал от него всех этих бесов, которые во множестве нападали на него. Преподобный Антоний тогда спросил Господа: «Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел прекратить мои страдания?» — и услышал ответ Господа — «Я был здесь и ждал, пока не увижу твоего подвига». Мы всегда думаем, что Господь медлит в наших просьбах, медлит в наших чаяниях, медлит в наших молениях к Нему по какой-либо просьбе. Но Господь никогда не оставляет нас без Своего внимания. На примере преподобного Антония Великого Господь показал, что Он ждал личного его борения.
Некоторые отцы учат нас — нужно просить у Господа не избавление от страстей, потому что если Господь нас избавит от страсти, мы не приобретем для себя никакой пользы, но нужно просить у Господа помощи в борьбе с нашими страстями и тогда Господь обязательно нам поможет и в личном борении, с помощью Божией, мы приобретем для себя много пользы. Преподобный Антоний доказав Господу своё намерение, доказав Господу свою борьбу, своё желание избавиться от страстей, приобрёл Божию помощь и Божие благоволение. С того момента враг рода человеческого больше так не приступал к преподобному Антонию.

Впоследствии у преподобного Антония появилось множество учеников. Многие люди видя и зная такую подвижническую жизнь преподобного Антония, невзирая на дальность пути, приходили во множестве к преподобному и тот, по благословению Божию, наставлял их и поучал как жить и как приобретать Царство Небесное.

Преподобный Антоний всегда наставлял своих учеников не оставлять выбранного благочестивого пути. Он всегда наставлял учеников вспоминать о том первом намерении, о тех первых стремлениях и переживаниях, которые все мы с вами, дорогие братья и сёстры, некогда, я уверен в этом, испытывали. Эти светлые чувства — чувства намерения избавиться от грехов и страстей, встать на путь исправления. Но к сожалению, жизнь человеческая такова, что с течением времени сердце человека охладевает, особенно тогда, когда человек как будто бы не получает помощи от Бога, а враг рода человеческого сеет в его сердце сомнения и уныние от того что, как будто, Господь не слышит его и не помогает ему. Сердце человеческое охладевает к тому выбранному пути по которому человек старается идти и человек постепенно, постепенно угасает, и бросает тот выбранный правильный путь. Многие, дорогие братья и сёстры, особенно сегодня, в нынешнее тяжёлое время, когда весь мир страдает от новой коронавирусной инфекции, многие оставляют и храм, оставляют те свои намерения, которые они некогда выбирали идя по Божественному пути. А многие, оправдываясь своим положением, или своей работой, или трудами, или семьями, делают для себя некий вывод, некое расслабление, для того, чтобы не ходить на богослужение, пропустить воскресную литургию, не поисповедоваться, не причаститься. Но как мы знаем из жития преподобного Антония Великого, мы должны не оставлять выбранного пути, всегда поддерживать в сердце то намерение и ту благодать, которая первоначально привела нас на путь исправления. А для того, чтобы постоянно пребывать в этом, преподобный Антоний учил своих учеников и сам это исполнял на деле — иметь в сердце, иметь в уме память смертную. Как говорит Священное Писание: «во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сирах. 7:39).

Множество учеников приобрёл преподобный Антоний Великий, поэтому он называется ещё и отцом отшельнического монашества. Во многих местах египетской Фиваиды поселились подвижники благочестия воспевая, благодаря и хваля Бога в своих молитвах и ночных бдениях.

Преподобный Антоний Великий не оставался вдалеке и от того, что происходило с Церковью в его времена. В те времена бушевала арианская ересь. Император Максимин Даза разжег гонения на христиан в пределах Египта. Тогда преподобный Антоний Великий оставив свою келью, пустынническое житие, пришёл в Александрию, чтобы опровергнуть слова еретиков, которые говорили, что преподобный Антоний тоже разделяет их мнение. Преподобный Антоний, горя желанием пострадать за веру во Христа, пришёл в Александрию и открыто исповедовал постановления собора происходившего в Никее, открыто заступался за учение и проповедь святителя Афанасия Александрийского, посещал больных, посещал посаженных в темницу людей, всевозможно участвовал в их жизни и ободрял.

По истечении некоторого времени преподобный снова вернулся на место соих подвигов. Враг рода человеческого во всю жизнь пытается повредить человеческому спасению. Он и тогда начал сеять в мысли преподобного гордость. Тогда преподобный Антоний, прожив уже около 70 лет в пустыне, стал просить Господа, чтобы господь избавил его от этих вражеских помыслов. Тогда Господь указал ему, что преподобный Антоний не достиг того, что достиг другой подвижник, который прожил в пустыне на несколько десятков лет дольше его. Тогда преподобный Антоний, в течение нескольких дней, пытался найти этого подвижника. Но ходя по пустыне не видел никого кроме диких животных. Однажды он увидел волчицу, бежавшую к источнику воды. Он последовал за ней и рядом с источником увидел пещеру. Когда преподобный Антоний подходил к ней, от его шагов, человек пустыни, который жил в этой пещере, вдруг внезапно захлопнул дверь. Тогда преподобный в течение нескольких часов стоял у закрытой двери и умолял, чтобы подвижник показал ему своё лицо. Это был преподобный Павел Фивейский, который 90 лет уже подвизался один-одинешенек в этой внутренней египетской пустыне. Преподобный Павел открыл ему дверь. Они побеседовали, вместе молились. Тогда преподобный Антоний возблагодарил Господа. Впоследствии он учил своих учеников тому, чтобы они не помышляли в себе, что они чего-то достигли, но имели в сердце своём то, как будто они только что встали на путь подвига. Это тоже, дорогие братья и сёстры, немаловажно в нашей жизни. Если вдруг что-то у нас получилось, как говорится — «сухими выйти из воды» — победившими некоторые искушения либо движения своей плоти, мы сразу же начинаем помышлять о себе что мы вот чего-то достигли, что вот уже в течение нескольких дней, недель или может быть даже месяцев к нам не приходит та страсть, которая обуревала нас в течение многих лет жизни. Но как только мы начинаем чего-то мнить о себе, то Господь попускает нам то искушение или падение, к которому мы, как-будто уже имеем «иммунитет». Поэтому, дорогие братья и сёстры, житие преподобного Антония Великого поучает нас ещё и тому, что не должны мнить о себе того, чего мы на самом деле достигаем, только посредством благодати Божьей, а сами по себе ничего не значим.

Желаю вам дорогие братья и сёстры поучаться читая житие преподобного Антония Великого. Конечно же, то что сейчас было сказано, это только маленькая крупица тех великих дарований которых Господь сподобил преподобного Антония за его терпение, за его смирение, за его любовь. Как пишет повествователь жития преподобного Антония, святитель Афанасий Александрийский, что уже только в присутствии преподобного Антония примерялись враждующие стороны. Только от одного его присутствия у людей появлялось намерение к милосердию и любви к ближнему. Преподобный Антоний очень ровно относился ко всем людям независимо от их положения и возраста. Преподобный Антоний снискал благодать Господа, а благодать Божественная действовала на людей так, что каждый думал, что преподобный любит его больше чем кого-то другого.
Желаю вам ещё и ко всему сказанному, иметь надежду на Бога, не оставлять выбранного правильного пути, не охладевать сердцем, но всегда поддерживать в себе Божественную благодать посредством посещения храма, посредством общих молитв, посредством участия в Таинствах Церкви. Божественная благодать, которая почила в великом множестве на преподобном Антонии, да прибывает со всеми вами! Аминь».

Поблагодарив всех за молитву, Владыка Леонид преподал прихожанам архипастырское благословение.

Просмотры (27)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *