13 сентября, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, по благословению временно управляющего Алапаевской епархией митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в Екатерининском храме г. Алапаевска. Его Преосвященству сослужили клирики храма: иеромонах Макарий (Чибисов) и иерей Александр Григорьев.
В честь празднования дня перенесения мощей кнн. Петра и Феровнии Муромских, за богослужением на сугубой ектение были молитвенно вознесены особые прошения о крепости семьи. В конце литургии был совершен чин «Высшей» перед иконой Божией Матери, а также молебное славление благоверным князьям Петру и Февронии.
По окончании богослужения епископ Леонид обратился к прихожанам с архипастырским словом: «С праздником дорогие отцы, братья и сестры! С воскресным днем, с днем памяти положения честного пояса Божией Матери во Влахерне и перенесением мощей святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Сегодня Православная Церковь предлагает нашему вниманию евангельский эпизод о том, как царь устроил брачный пир для своего сына. И заблаговременно пригласив людей, он ожидал, что они придут на этот брачный пир, но так как приглашенные медлили, он послал своих рабов к ним, чтобы они ещё раз передали приглашение прийти на брак. Но мы видим в Священном Писании, как они отнеслись к царским послам: одни сказали, что пойдут заниматься своими делами, кто-то женился, кто-то приобрел волов. Таким образом они все отказались, а некоторые ещё с особым неблагоговением отнеслись к приглашению царя: некоторых послов избили, а кого-то и убили. Тогда царь исполнился праведным гневом, он послал воинов чтобы те наказали людей, которые так поступили не только с его слугами, но и то, что не откликнулись на приглашение царя.
Чтобы брачный пир не был пустым, царь повелел своим слугам привести всех: грешных и праведных, чтобы его горница наполнилась людьми, чтобы они ели, пили, веселились, чтобы ничего не омрачало брак его сына. Но когда царь пришел посмотреть на гостей, он увидел одного человека, который не был одет в праздничные одежды. Царь спросил его почему он не в праздничной одежде, но не получил ответа. Тогда он повелел слугам выгнать его с пира. Заканчивается повествование словами: «много званных, но мало избранных» (Мф. 20:16).
Чтобы понять эту притчу мы должны обратиться к традициям востока. Изначально люди воспринимали брачный пир, как радость Царства Небесного. Почему царь удивился, что на пиру находился человек без праздничных одежд? Если человек не имел своих одежд для торжества, то при входе ему давали праздничные одежды. Но этот человек проявил неуважение, потому как сам не оделся и от предложения надеть отказался. Иными словами, он как бы давал понять, что есть я буду на твоём пиру, но не буду почитать тебя, как должно.
На самом деле, Божественная литургия, на которой мы сегодня все присутствовали, есть вечный Пир, на котором мы все соединяемся посредством Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа с самим Богом. Но среди нас есть люди, которые подобно этому человеку, который пришел в небрачной одежде, которые поверхностно относятся ко всему, не только к своей духовной жизни, но и к христианскому мировоззрению. Причастие этими людьми порой не воспринимается не только как таинство, но и относятся к нему, как к магическому действу. Многие приходят в храм только тогда, когда что-то нужно от Бога. Если всё хорошо в жизни, то и Бог не нужен. Вспоминают о Нём только, когда «гром» грянет. Многие стоят в храме и не знают, что происходит на службе, что поют и читают. Ведь в чтении, в молитвословиях богослужебных заложена глубина тайн Божиих. Эти Священные тексты люди писали посредством Духа Святого. Многие приходят в большие праздники, чтобы поставить свечку на подсвечниках, а многие даже после Причастия уходят из храма, не дождавшись окончания богослужения… Чем мы отличаемся от того человека, который пришел на пир к царю и оказал такое неуважение господину? Мало чем отличаемся. Многим из нас не хочется изучать нашу православную веру, изучать жизнь Церкви, мы поверхностно относимся ко всей духовной жизни.
Сегодня я вспоминал, что также, в сентябре, ровно 25 лет назад, пришел в этот храм на богослужение в качестве алтарника. Было одно значительное отличие — храм был полон молящегося народа. Спустя четверть века, в наших храмах Алапаевска в воскресенье можно насчитать в совокупности не более 200 человек. А в городе проживает 40 тыс. человек. Как можно оправдать себя, когда мы вот так живем, когда мы не приводим детей, внуков в храм, когда храмы открыты, когда есть всё: литература, интернет, где можно почерпнуть знание о вере. Мы этим не пользуемся. Люди в начале 20 века погибали, защищая свою веру, но не оставляли служб, молитв.
В Священном Писании есть такие слова: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Но не только любовь между собой, но и любовь к Церкви, к богослужению. Что мешает нам помолиться перед едой или после еды? Что нам мешает почитать главу из Евангелия хотя бы один раз в день или небольшую часть вместе с детьми, почитав толкование на Священное Писание. Мешает только наша лень и нежелание этого делать. И мы себя оправдываем, нам некогда, мы были облечены своими заботами. А окончание этому всему сказано: «много званных, но мало избранных». Это должно нас немного отрезвлять, мы должны понимать, живя таким образом, мы этому учим наших детей, а дети после нас будут ещё холоднее к вере, и так в храме будет всё меньше людей. Сегодня, через 25 лет, мы смотрим какая наполняемость храмов, а что будет ещё через 25 лет — неизвестно. И то, как будет, во многом зависит от нас самих, живущих сейчас… Хотелось бы закончить словами свт. Феофана Затворника: «Живи так, чтобы Бог любви возлюбил тебя любовью вечной». Аминь».
Поздравив всех с днем благоверных князей Петра и Февронии, Владыка Леонид поблагодарил всех за совместную молитву.
Просмотры (40)