«Мы не в изгнании, мы в послании». Часть 1.

12 февраля в Сан-Паулу на приходе Благовещенского храма Московского Патриархата состоялось мероприятие, посвященное памяти новомучеников и исповедников Российских.  Этой темой в своей журналистской деятельности я занимаюсь более 10 лет. Итогом многолетней работы стала книга «Вера в опале». Об этом-то я и рассказывала на встрече. Основой прихода  являются русские, прибывшие в Бразилию из Харбина в середине 50-ых годов прошлого столетия. Это была вынужденная миграция русских, дети которых никогда не жили в России.

Русский храм возле монумента независимости Бразилии.

Удивительна история Благовещенского храма. Она начинается в 1892 году. Тогда после паломничества в Иерусалим и молитвы в Гефсиманском саду португальский священник Жозе де Алмейда Силва, останки которого покоятся сегодня в самом храме, решил обосновать монастырь Благого Пастыря, при котором со временем был создан Институт для трудных подростков и садовая часовня (последняя со временем была  преобразована в храм). Место для монастыря выбрали уединенное, на возвышенной местности, как пишется в исторических справках, тогда это был пригород Сан-Паулу, историческое место, где в 1822 году была провозглашена независимость Бразилии. Отец Алмейда умер в 1918 году, еще некоторое время часовня была открыта для желающих помолиться, но в 1924 году была  закрыта.

Новый этап развития церкви связан с прибытием в Сан-Паулу священников византийско-славянского обряда. Специальная группа священников-иезуитов была сформирована по прямому указанию Ватикана и Высшего генерального ордена иезуитов. В это время  в Бразилию из Китая хлынула волна переселенцев-славян, в основном, русских, которые были вынуждены эмигрировать после прихода к власти коммунистов. Сегодня можно много рассуждать на тему прозелитизма католиков в отношении православных. Но факт остается фактом. Храм стал для переселенцев местом, где их всегда ждали и помогали не только молитвенно, но и в плане житейского обустройства. В эти годы были открыты Институт святого Владимира и Институт святой Ольги для мальчиков и девочек из русских семей. Как  считает прихожанка храма Екатерина Лавдовская, Бразилия действительно стала для многих русских второй Родиной. Особую роль в жизни беженцев сыграл отец Иоанн Штойссер, много лет служивший в Благовещенском храме. Думается, его служение было очень непростым. Храм относился к католикам, но служили в нем в православной традиции. Отец Иоанн являл собой, как вспоминают прихожане, пример аскетической жизни, был воплощением любви и всепрощения. Нет точных данных, были ли его в роду русские корни, но Россию и русских он очень любил. В последние годы жизни ездил в паломнические поездки в нашу страну, мечтал побывать в Дивеево. А когда умирал, просил прихожанку храма Анну Григорьевну Шенгерей-да-Кунья не оставлять  храм, который считал своим домом, и хранить православную веру. Нарушить данных иезуитскому ордену обетов он не мог, но за годы служения всем сердцем полюбил Православие.

После смерти отца Иоанна в 2004 году прихожане остались без пастыря. Приходили многие священники из других юрисдикций, но Людмила Григорьевна Ла-Неве, которая по сути все эти годы выполняла функции старосты, не спешила с принятием решения. За эти годы к храму пристроили большое светлое помещение для трапезы,  раз в месяц прихожане собирались на богослужение. Понятно, что содержание храма стоило многих усилий материальных и физических. И в этом, несомненно, огромная заслуга Людмилы Григорьевны.

Когда в 2014 году в Сан-Паулу прибыл священник Дионисий Казанцев, как вспоминает сама Людмила Григорьевна, они с первой минуты знакомства стали говорить о том, что нужно сделать для перехода общины в юрисдикцию Московского Патриархата. Так хотел отец Иоанн, так хотели сами прихожане, сохранившие свою верность вере предков в очень непростых условиях зарубежья.

Прихожане рассказывали мне, что отец Иоанн встречался с нынешним Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, когда последний возглавлял ОВЦС.  В те годы, будучи еще митрополитом,  он даже служил в Благовещенском храме. Об этом вспомнил во время пастырской поездки в Южную Америку в феврале 2016 года сам Патриарх Кирилл. На встрече с прихожанами Благовещенского прихода Патриарх подчеркнул, что история этого храма — пример того, каким естественным образом, без конфликтов и выяснения отношений, община может перейти в Православие.

Продолжение следует…

Светлана Поливанова, православная журналистка Ханты-Мансийска

Просмотры (29)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *