В Неделю 2-ю Великого поста епископ Леонид совершил Литургию в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе

20 марта 2022 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Архипастырю сослужили секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин и клирик Благовещенского кафедрального собора Буэнос-Айреса диакон Андрей Порохня.

После сугубой ектении епископ Леонид вознес молитву о скорейшем восстановлении мира.

По отпусте Литургии владыка огласил обращение Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2022 года в связи с событиями на Украине и призвал верующих проявить верность Церкви, сыновнее послушание Святейшему Патриарху и молиться о скорейшем восстановлении мира.

Затем епископ Леонид обратился к верующим с архипастырским словом:

“C праздником дорогие отцы, братья и сестры, с воскресным днем! Закончилась вторая неделя Великого поста.

Сегодня Святая Церковь предлагает нам память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. Святитель Григорий Палама — защитник “исихазма” — молчальничества, этого особого монашеского делания, которое процветает и до ныне на Святой горе Афон. Святитель сам был настоящим монахом и последователем исихазма. Он один из великих защитников православия, является автором учения о нетварном свете Божием.

В XIV веке известный философ, богослов Варлаам Калабрийский начал распространять лжеучение. Поводом к тому послужили беседы Варлаама с монахами-исихастами. Они рассказывали ему о своем духовном опыте, говорили, что при сосредоточенной молитве, как особый дар Божий, еще при жизни можно увидеть нетварный свет Божий. Но Варлаам усомнился, потому что сам никогда этого не испытывал. Он утверждал, что монахи лжецы либо последователи лжеучения. Святитель Григорий Палама будучи сам исихастом вступился за то самое сокровенное и дорогое для монахов — созерцание. Он лично побеседовал с Варлаамом, но тот и не собирался оставлять свое лжеучение. К тому же, он еще в письменном виде начал распространять свою ересь, чтобы приобрести большее число сочувствующих. Тогда святитель Григорий Палама пишет свой труд о нетварном свете Божьем.

Результатом развития лжеучения Варлаама стало отрицание неоспоримого факта, что в Боге разделяются Сущность и энергии. А поскольку Божественная сущность невидима, и никакая тварь не может соединиться с Богом по сущности, постольку, по версии еретиков, получалось, что Бога нельзя созерцать ни в свете ни как-либо еще, и что соединение с Ним невозможно в принципе. И это притом, что соединение с Богом в Царстве Небесном является главным предметом христианской надежды.

Святитель Григорий защищал духовный опыт монахов-исихастов, так как сам был причастником этого опыта. По его учению, еще при жизни мы можем с вами быть причастниками Божественного Света. Но наша жизнь сегодня подвержена очень большой суете, мы живем в постоянном шуме: шум улиц, шум машин, шум разговоров большого города, шум дома, постоянное празднословие, мысли, заботы… Все это отвлекает нас от созерцания Божьего.

Святые отцы говорили, что голос Бога мы можем слышать в тишине, поэтому нам просто необходимо делать паузу, ставить на нее свою громкую мирскую жизнь и прибегать к тихому пристанищу Божию: идти в храмы, находить время для домашней молитвы, постараться сосредоточить сердце на словах молитвы. И тогда мы немножечко соприкоснемся с Богом, сможем услышать Его глас среди громких шумов окружающего мира.

Особенно сейчас, в дни Великого поста, задумываясь над учением святителя Григория, читая его житие, мы можем хоть немного встрепенуться и вспомнить о том, где же эта спасительная тишина и как она необходима нам.

Мы настолько привыкли к звукам окружающего мира, что когда приходим домой, закрываем окна и двери, то тишина становится для нас испытанием. Когда пандемии короновируса только набирала силу и люди были вынуждены быть запертыми в своих домах, многие ощущали неудобство от тишины и замкнутого пространства. Люди не могли долго находиться в тишине, без суеты окружающего мира. Вот, насколько мы привыкаем к ней.

Иногда мы удивляемся тому, как долго отправляется смс-сообщение. Но ведь каких-то 20-30 лет назад этих смс вообще не было. Люди отправляли письма, которые ждали месяцами. Потом появились телеграммы и наши сообщения стали доходить быстрее. Теперь, в современном цифровом мире, мы удивляемся тому, почему наше сообщение «идет так долго» — какие-то доли секунды, но нам уже кажется, что и это слишком долго. Вот, насколько, суета мирской жизни лишает нас христианского созерцания. В суете мы забываем Бога, грешим, потакаем своим страстям, забываем о Церкви, о молитве. В такой суете мы даже не можем сосредоточиться на нескольких минут, чтобы поблагодарить Бога. Поблагодарить Его за то, что мы проснулись или за то, что закончился трудный день. Многие не могут для этого найти время, что уж говорить о длинных великопостных богослужениях, на которых в тишине храма, можно молитвенно побеседовать с Богом в своем сердце. Об этом нам следует задуматься, дорогие братия и сестры…

Так совпало, что сегодня мы совершаем чествование иконы Божией Матери «Споручница грешных». Эта икона явилась в середине XIX века, в одном из мужских монастырей Орловской губернии. Ввиду того, что икона Божией Матери была в ветхом состоянии, ей не оказывалось должного поклонения. Изображение находилось в монастырской часовне, близ ворот. Однажды, в 1843 году, многим жителям в сновидении было открыто, что икона наделена особой благодатью Божьей. Во множестве стали стекаться люди к сему образу. Икону перенесли в монастырский храм, а впоследствии построили для нее трехпрестольный собор.

Первым, кто исцелился от образа, был парализованный мальчик, который по материнским молитвам перед иконой обрел здравие. Много чудесной помощи получили люди молясь перед образом Царицы Небесной. Осо­бен­но про­сла­ви­лась ико­на во вре­мя эпи­де­мии хо­ле­ры, ко­гда зараженные выздоравливали от этой смертельной болезни. Почему же «Споручница грешных»? Потому, что на иконе сохранилась надпись со словами: «Аз споручница грешных к Моему Сыну…».

Пресвятая Богородица, дорогие братья и сестры, является нашей Заступницей! Будем же чаще обращать свои тихие, смиренные молитвы к Божией Матери, к нашей Споручнице, чтобы Она защищала нас в этом бушующем грехами и страстями житейском море. Чтобы Она помогла нам найти время благодарить Бога за жизнь, за то, что Он нам посылает. Чтобы Матерь Божия помогала нам найти силы прийти в храм, участвовать в Таинствах и уже здесь, во временной жизни, соединяться с Богом.

А наипаче, будем же просить Божию Матерь, чтобы Она заступала и спасала нас своими молитвами и предстательством пред Престолом Своего Сына, молитвами святителя Григория. Аминь. С праздником!”

Просмотры (32)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *