Накануне Недели о мытаре и фарисее, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил всенощное бдение в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина)

Вечером 20 февраля, накануне Недели о мытаре и фарисее, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил всенощное бдение в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина). Владыке сослужил секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин.

Перед Великим постом Православная Церковь установила три подготовительные седмицы и четыре Недели (воскресенья). Неделя о мытаре и фарисее — первая подготовительная седмица к Великому посту.

Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах, в православных храмах в подготовительные седмицы Великого поста, на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, пред каноном поются умилительные стихиры (тропари): «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых». В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» – положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» – лежит притча о блудном сыне. В основе третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о Страшном Суде. Содержание этих песнопений соответствует богословскому смыслу трех подготовительных к Великому посту Недель — Недели о мытаре и фарисее, Недели о блудном сыне и Недели о Страшном Суде. В переводе на русский язык слова стихир звучат так: «Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.»

«Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.»

«Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.»

Эти песнопения объединяют период подготовки к Великому посту и сам пост. Они входят в состав богослужения с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим их на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до 5-го Воскресенья Великого поста, или Недели о преподобной Марии Египетской.

Евангельское чтение этого воскресного дня — притча Христа о мытаре и фарисее (Лк.18:10-14), от содержания этой притчи получила название и первая подготовительная к посту Неделя. Эта притча помогает православным христианам настроится на смиренные и покаянные чувства в преддверии Великого поста. Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния и добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от Бога и людей, делает богоотступником. Смирение как путь к духовному возвышению показал Сам Господь, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы, «приняв образ раба» (Флп.2:7).

Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение посту, а не его плодам, Церковь отменяет пост в среду и пятницу в течение этой недели (поэтому она называется «сплошной седмицей»), показывая, что не пост или подвиг спасает человека, а Бог, ищущий смиренное сердце. Так, постепенно, усиливается воздержание: на 2-й приуготовительной седмице восстанавливаются посты среды и пятницы; на последней следует высшая степень приготовления – невкушение мясной пищи.

Просмотры (10)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *