В праздник мчч. Бориса и Глеба епископ Леонид совершил литургию в Свято-Троицком соборе г. Алапаевск

6 августа, в день памяти мчч. Бориса и Глеба, по благословению временно управляющего Алапаевской епархией митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Алапаевск. Его Преосвященству сослужил настоятель храма иерей Дмитрий Ямщиков.

За богослужением было совершено славление мчч. Борису и Глебу, после чего Владыка Леонид обратился к прихожанам с архипастырским словом: «С праздником, дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы празднуем память мучеников князей Бориса и Глеба. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира.  Родились они незадолго до Крещения Руси, были воспитаны в христианском благочестии. Братья получили хорошее образование. Любили читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Князь Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско, сказав, что не поднимет руки на брата своего, которого он считает за отца.

Но властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса. Стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день в своем шатре. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме.

После этого Святополк столь же жестоко умертвил своего брата Глеба, который правил в своем уделе — Муроме. Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб прежде узнал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом.

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. Господь говорит: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти.

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка, названного русским народом Окаянным. После поражения он бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Согласно летописи, есть свидетельства, что даже от могилы его исходил смрад.

Летописец говорит, что смертью Бориса и Глеба прекратилась крамола на земле русской. Борис и Глеб стали основанием объединения русских земель, святым основанием. На Руси всегда сугубо чтили святых Бориса и Глеба. Это первые мученики страстотерпцы, которые были прославлены в лике святых, которые признавались и Константинополем. Святые Борис и Глеб являли заступление Отечеству в самые тяжелые времена, являясь и укрепляя защитников земли русской. Так перед Ледовым побоищем они явились блгв. кн. Александру Невскому, князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой.

Известно, что похороненные в Вышгороде князья Борис и Глеб находились своими мощами в храме, но несмотря на страшный пожар, который случился в храме, их мощи остались нетронутыми. Согласно летописным сведениям князь Ярослав Мудрый обнаружил тело святого Глеба, которое 4 года было не погребенным. Летопись говорит, что однажды, когда один из варягов встал ногами на могилу святых Бориса и Глеба, то из земли вышел огонь, который попалил его ноги. Из предания также нам известно, что святые Борис и Глеб являлись во сне мальчику, который не мог ходить от того, что болели ноги. Осенив его ноги крестным знамением, они исцелили его от долгой и тяжелой болезни.

Многие храм на Руси были построены в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Поздравляю вас с праздником, желаю вам, чтобы их любовь к Богу, к Отечеству, которая смогла превозмочь страх, даже страх смерти, чтобы эта любовь, всепоглощающая и всеосвящающая, пребывала со всеми вами до скончания века. Аминь».

Поздравив всех с праздником, Владыка Леонид совершил традиционное чтение акафиста перед иконой Божией Матери «Августовская».

Просмотры (34)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *