В праздник в честь иконы Божией Матери «Достойно есть» епископ Леонид совершил Божественную литургию в женском монастыре Алапаевска

24 июня, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Достойно есть», по благословению временно управляющего Алапаевской епархией митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в женском монастыря во имя Вел. кн. Елизаветы г. Алапаевск. Его Преосвященству сослужил клирик монастыря иерей Алексей Власов. За богослужением молились сестры монастыря и настоятельница обители игумения Смарагда (Зыкова).

Во время литургии были вознесены молитвы о преодолении губительного поветрия. По окончании богослужения Владыка Леонид обратился к прихожанам с архипастырским словом: «С праздником, дорогая матушка игумения, отец Алексей, братья и сестры! Мы сегодня празднуем дивное явление Божией Матери, которое произошло на горе Афон в 982 году по Рождестве Христовом. Гора Афон — это единственное монашеское государство, которым управляет, как свои уделом, Божия Матерь. На эту гору не входят женщины, кроме одной Девы Марии. Эта гора прославилась многими чудными явлениями Царицы Небесной. Вот и сегодня мы вспоминаем явление иконы Божией Матери «Достойно есть». Повествование о явлении этой иконы гласит, что, когда старец, живший со своим послушником в одной их многочисленных келий Афона, близ столицы Кареи, ушел на всенощное бдение, по обычаю с субботы на воскресенье, послушник, остался один в келии, молиться и ждать своего старца. И когда он молился, вдруг внезапно услышал стук в келию. Послушник этому не удивился, поскольку множество подвижников, сходят с вершин афонских и заходят к братьям для молитвы. Он открыл и увидел дивного инока, пригласил его отдохнуть в келию. Монахи встали на молитву и когда настало время петь «Честнейшую», оба опустились на колени и стали воспевать молитву Божией Матери со слов «Честнейшую Херувим». Тогда пришедший инок сказал послушнику: «У нас по-другому прославляют Царицу Небесную», — и начал петь так, как у них это совершалось: «Достойно есть, яко воистину блажити тя Богородицу…». Повествование гласит, что, когда инок стал петь, послушник восхитился необычайным пением, его сердца коснулась благодать, он стал плакать перед иконой, а икона стала светиться неземным светом. Послушник попросил инока записать молитву. Но так как не нашлось в бедной келии, ни пера, ни бумаги, то инок взял каменную доску, и стал писать на ней своим перстом. Послушник увидел, что каменная доска размягчилась, как воск, а пальцы инока писали, как по бумаге. После того как молитва была отображена на доске, странник внезапно исчез, сказав лишь своё имя — Гавриил. Однако икона ещё некоторое время продолжала светиться неземным светом. Когда утром пришел старец, послушник с радостью и трепетом рассказал, что ночью произошло в келии. Он показал ему доску, старец пошел с ней в Протат. Некогда именно здесь на месте языческого капища равноапостольный император Константин Великий воздвиг в 335 году первый на Святой Горе храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, доныне являющийся духовным центром Кареи. Вокруг него собирались первые афонские насельники. Возникшая позднее здесь Карейская лавра процветала, ее игумен стал первенствующим на Афоне и именовался «протом» — первым или старшим. При проте собирался Собор или Синод из почетных старцев. Общее собрание иноков Святой Горы традиционно проходило в Карее в ее престольный праздник, в день Успения Пречистой. Так продолжалось вплоть до XVII века, когда турки обложили лавру столь непосильной данью, что обитель сия вынуждена была продавать отдельные участки своих земель другим монастырям, которые тем самым делались самостоятельными, лавра же как единое целое свое существование прекратила. Духовным же центром Кареи остался Протатон – храм, посвященный Успению Богородицы, не раз разрушаемый и вновь возрождавшийся.

Старец и послушник рассказали о случившемся проту. Тот благословил собрать Собор старцев, на котором было поведано о чудесном вестнике и его словах. Здесь же, на соборе, вознесли молитву Богородице «Достойно есть…». Впоследствии эта дощечка была перенесена в Константинополь и во время патриаршества святителя Николая Хрисоверга икона Божией Матери «Милующая» стала называться иконой «Достойно есть», по первым словам, которые пропел Архангел Гавриил. Уже множество веков она находится на горнем месте главного храма Кареи — столицы Афона.

Но хотелось бы сказать сегодня ещё о том, что явления Царицы Небесной, святых и самого Господа происходят не просто так и святые небожители являются не простым людям. Ведь Царица Небесная, Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, по глаголу Священного Писания, что святость с грехом несовместима, как же она будет являться человеку, недостойному этого явления? Пусть он грешник, но Господь видит сердце покаянное и пытается ему помочь. Да, явления Царицы Небесной в разные времена были и самым грешным людям, которые после явления в корне меняли свою жизнь. На Афоне, где Божия Матерь является игуменией, явилась смиренному послушнику, который возможно жил много лет со своим старцем в этой маленькой монашеской келии, который молился ночью, наверняка поминая своё недостоинство, своё убожество, вспоминая Заступницу усердную. И вот, к этому смирению явилась милость Божия устами Архангела Гавриила. Не старцу, а смиренному послушнику старца! В акафисте Царице Небесной написаны такие слова: «кто падает в некие прегрешения, поражен немощью своей плоти, то Царица Небесная восставляет его своею благодатью и помощью, так как Она всем желает спастись и в разум истинный прийти. «Радуйся, Судии праведного умоление». Царица Небесная всем желает спастись, она принимает кающихся грешников, ведь как можно принять грешника не кающегося? Она принимает смирение наше. Да, мы грешим и грешим… И враг рода человеческого, который устремляет на нас свои вражии стрелы, поражает наше сердце, оно становится каменным, ожесточенным, нечувствительным. С течением времени это нечувствие усугубляется и, если в момент падения мы понимаем, что мы согрешили, что поступили неправильно, но, если мы медлим, если мы не каемся, с течением времени это ожесточение становится более усугубленным, изощренным. Наше падшее естество всё превращается в камень, оно становится не чувствительным к чувствам других, к наставлениям окружающих. И поэтому в моменты такого ожесточения мы не понимаем, что мы делаем, что мы говорим и куда идем. Особенно в такие моменты нам нужно быстрее каяться, нам нужно быстрее просить помощи у Бога, у Царицы Небесной. Нам нужно молиться, повергать своё гордое естество, падшее сердце к ногам Искупителя, к помощи Царицы Небесной, к милостивой предстательнице рода христианского, ибо грешнику в тот момент, когда он уже укоренился в своем прегрешении, когда он уже принял его и смирился с ним, лишь только Божия помощь и молитвы Царицы Небесной помогут исправиться и сердце умягчить елеем своей благодати.

Желаю вам, дорогие братья и сестры, искренней молитвы, сердечного покаяния. Ибо покаяние приводит нас в Царство Небесное, раскаяние в своих согрешениях очищает душу и смягчает сердце, приводит в него теплую и Божественную благодать, согревает наше внутреннее естество, избавляет от пучин греховного житейского моря. Желаю вам, чтобы вы ни сделали, как бы ни согрешили, всегда каяться духовным наставникам, ибо они бдят о спасении ваших душ. И что бы ни шептал искуситель, как бы не отдалял сердце и ум от спасения, внимать словам наших друзей, наших наставников, ибо сказано в Священном Писании: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Аминь.»

Поблагодарив всех за молитву, Владыка Леонид преподал каждому своё архипастырское благословение.

Просмотры (23)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *