Se puede ayudar a la gente a llegar a la Iglesia incluso con la ayuda del cárate Интервью митрополита Игнатия православному интернет-порталу «Пастырь»

Помочь людям прийти в Церковь можно даже через карате — митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий.

 

Исходя их моего практического опыта служения в трёх миссионерских епархиях: Камчатка, Хабаровский край, Южная Америка — могу сказать, что не смотря на то, что и люди разные, и миссионерские приёмы и методы могут быть разные, но суть остается одна — помочь человеку прийти ко Христу. Не привести человека, а помочь ему прийти.

Прежде всего миссионер должен прекрасно понимать, кто он и зачем он трудится. У замечательного проповедника митрополита Антония Сурожского есть статья, которая посвящена трём уровням духовного руководства — есть старчество, есть руководство опытного священника, есть просто окормление обычным священнослужителем. В этой статье митрополит Антоний пишет, что задача священника — наблюдать, уметь видеть, что в человеке совершат Святой Дух и благоговейно относиться к этому процессу. Если ты не можешь помочь — не мешай. Мне кажется, это — главное.

Возможно кому-то эти слова покажутся достаточно общими и абстрактными. Но в этом и состоит миссия священнослужителя, миссионера. Нужно видеть, что и как в человеке совершает Святой Дух и по мере своих возможностей помогать этому.

Если говорить более конкретно, цель миссионера — помочь человеку прийти ко Христу. Если я как миссионер это понимаю, я уже никогда не позволю себе давить на человека, заставлять человека лгать самому себе, лицемерить. Не редко бывает так, что неопытный пастырь, начав руководить новоначальным христианином, старается сделать из него христианина по своему образу и подобию. Не помогает ему прийти к образу и подобию Божию, а самого себя начинает из него лепить. Новоначальный пасомый, придавшись этому младостарцу, может быть даже осознавая, что он неправильно поступает, что он переступает через самого себя, начинает лгать самому себе. В результате мы получаем либо церковного лицемера, либо человека, который со временем уходит из Церкви.

Миссионеру также важно понимать границы своих возможностей. Он должен понимать, что он не старец, что у него нет ещё опыта. Он должен быть настроен на то, что необходимо постоянно учиться. Не столько учить, сколько самому учиться. Это значит читать святых отцов, учиться у опытных священников, которые сами занимаются миссией. Сейчас есть масса литературы по практическим методам и приёмам миссионерской деятельности. Не грех поучиться и у иных конфессий, у тех же протестантов и католиков. Не во всём мы можем им подражать, но в чём-то можно перенимать их хороший опыт.

Обязательно нужно молиться Богу, развивать в себе внутренний слух для того, чтобы слышать Бога и вести себя в соответствии с тем, что Господь от тебя требует. Конечно, это приходит с годами, но если ты к этому стремишься, то обязательно получаешь.

Можно привести ко Христу и через теннис, через единоборства, даже через интернет-кафе. Когда священнослужитель ставит теннисные столы и решает через это привести молодёжь, он должен понимать, что через это люди, которые придут играть могут потом прийти в Церковь, а могут и не прийти. Поэтому если я, как миссионер, принимаю решение использовать какой-то нестандартный метод привлечения молодёжи к Церкви, моя первая задача — видеть, что происходит с этим молодым человеком по мере того, как он приходит играть. Есть в нём какие-то изменения или нет? А если есть, то какие.

Я никогда не занимался привлечением молодежи через настольный теннис, но могу рассказать, как мы приводили каратистов к нашей Церкви на Камчатке. Ко мне пришли руководители ассоциации карате и казали: «Владыка, мы сами верующие люди и хотели бы чтобы наши ребята тоже пришли к вере. Как Вы можете нам помочь?» Что такое карате я знал только из интернета, и отзывы верующих были в основном отрицательные. Я попросил разрешения поприсутствовать на тренировках. Приходил туда в гражданской одежде, чтобы никого не смущать. Я сразу обратил внимание на то, что они кланяются ковру, залу, портрету учителя. Можно было просто сказать: «Так нельзя делать ни в коем случае», а можно предложить альтернативу: вместо портрета учителя в зале повесили изображение святого Георгий Победоносца. Это святой покровитель воинства, а, кроме того, этот образ на Гербе нашего государства. Я объяснил, в чем смысл поклонения святому, чем это отличается от поклонения учителю, рассказал им, кто такой святой, что святой человек до сих пор с нами и поклоняясь ему, мы входим с ним в настоящие взаимоотношения.

Дальше мы приступили к изменению самой тренировки. Раньше перед тренировкой они садились на колени и медитировали. Но медитация — это вред, это мечтание, это ведёт к прелести. Я им порекомендовал, вместо того, чтобы отдавать себя на волю потока своих внутренних ощущений, что несомненно ведёт к прелести, читать молитву «Отче наш» или просто просить Бога о том, что им нужно во время тренировки: чтобы Он укрепил, дал внимание, оградил от греховных внутренних побуждений, обиды, зависти, злобы к сопернику.

Первое время я обязательно оставался на тренировках — смотреть кто из молодых людей или девушек как ведёт себя. На тренировке очень ярко проявляются достоинства и недостатки человека: кто-то боится, кто-то обижается, кто-то раздражается. После тренировки мы буквально на пятнадцать минут оставались в зале и разговаривали об этом.

В результате года такой работы, пятеро наших ребят с Камчатки поехали в Сергиев Посад, где были крупнейшие соревнования, и четверо заняли первые места, а один — второе.

Так что можно привести к Богу и к вере через многие светские занятия. Но нужно не забывать, что если человек пришёл к тебе через настольный теннис, не нужно оставлять его на этом уровне. Иди вместе с ним, помогай ему, смотри что Святой Дух с ним делает, помогай ему развиваться. Это трудно, это сложно, особенно для священника, который руководит множеством приходских дел. Но если ты за это взялся и имеешь чистосердечное желание помочь молодым людям стать христианами — не бросай, не оставляй их, занимайся ими. Господь тебя не оставит, Он тебе в этом поможет.

Entrevista del metropolita Ignacio al portal ortodoxo de internet “Pastor”

Se puede ayudar a la gente a llegar a la Iglesia incluso con la ayuda del cárate – Ignacio, metropolita de Argentina y Sudamérica

Partiendo de mi experiencia práctica del servicio en tres eparquías misioneras: de Kamchatka, región de Jabarovsk y Sudamérica, puedo decir que a pesar de que la gente es diferente y los métodos y procedimientos misioneros también pueden diferir, la tarea es la misma: ayudar a uno a venir a Cristo. No hacerlo llegar, sino ayudarlo en este camino.

Ante todo el misionero tiene que darse cuenta de sus capacidades y de los objetivos de su trabajo. El metropolita Antonio de Surozh, excelente predicador, tiene un artículo dedicado a tres niveles de la guía espiritual: guía por un monje anciano (starets), por un clérigo experimentado y por un sacerdote parroquiano. En este artículo el metropolita Antonio escribe que el objetivo que tiene el pastor espiritual es observar, saber notar lo que se produce en una persona por el Espíritu Santo y tener una actitud respetuosa ante este proceso. Si no puedes ayudar, que no estorbes, ésta es la esencia en mi opinión.

Es posible que estas palabras parezcan demasiado generalizadas y abstractas. Pero así es la misión de un clérigo, de un misionero. Hay que comprender qué y cómo se realiza en una persona por medio del Espíritu Santo y venir en ayuda según sus posibilidades.

Hablando más concretamente, la tarea del misionero es ayudar a una persona a venir a Cristo. Si yo, como misionero, lo entiendo, nunca me permitiré agobiar a uno, hacerlo mentir a sí mismo, fingir. A menudo un pastor sin experiencia suficiente al empezar la guía espiritual de un neófito trata de hacer de él un cristiano a su imagen y semejanza en vez de ayudarlo a conseguir la imagen y semejanza de Dios. El neófito confiando a su pastor empieza a mentir a sí mismo, pasa sobre sí mismo, probablemente entendiendo que no obra correctamente. Como resultado se convierte en un hipócrita religioso o abandona la Iglesia al pasar algún tiempo.

También es importante que el misionero se dé cuenta de los límites de sus posibilidades. Tiene que entender que no es monje anciano (starets), que todavía no tiene suficiente experiencia. Además tiene que estar dispuesto a estudiar constantemente; no sólo enseñar sino estudiar él mismo. Es decir leer obras de santos padres, aprender en la práctica de clérigos-misioneros experimentados. Ahora disponemos de muchísimos materiales sobre métodos y procedimientos prácticos de la actividad misionera. Sería provechoso estudiar la experiencia de otras confesiones: protestantes, católicos. Es imposible seguirlos en todo pero se puede usar su experiencia positiva.

Es imprescindible rezar a Dios, desarrollar en sus adentros el oído interior para ser capaz de oír a Dios y comportarse siguiendo sus mandamientos. Esta capacidad llega con la experiencia pero si uno aspira a adquirirla, la recibirá.

Se puede conducir a Cristo con ayuda de tenis, artes marciales o incluso internet-café. Cuando un párroco instala mesas de tenis para atraer a jóvenes tiene que comprender que no todos los que vengan a jugar, entrarán en la Iglesia. Por eso cuando yo, como misionero, decido emplear

un método inusual para atraer a la juventud a la Iglesia mi primera tarea es notar lo que le pasa a un joven mientras llega a jugar y si hay cambios en él y si los hay, cuáles son.

Nunca he recurrido al tenis de mesa para atraer a jóvenes pero puedo contar nuestra experiencia de conducir a caratistas a nuestra Iglesia en Kamchatka. Se dirigieron a mí los dirigentes de la asociación del kárate: “ Eminencia, somos creyentes y nos gustaría que nuestros chicos también llegaran a la fé. ¿Cómo puede ayudarnos?” Yo conocía el cárate solo a través de internet y las referencias de los creyentes eran en su mayoría negativas. Pedí que me permitieran asistir a los entrenamientos. Llegaba vestido de paisano para no dar confusión a nadie. Inmediatamente noté que ellos hacían una reverencia ante la alfombra, la sala, el retrato del maestro. Por un lado, era posible decir: “En ningún caso se puede hacerlo”, por otro lado, ofrecerles una alternativa. Así en vez del retrato del maestro colgaron la imagen de San Jorge Vencedor. Es el santo patrón del ejército, además su imagen está en el escudo de nuestro estado. Expliqué el significado de la adoración del santo y su diferencia de la adoración del maestro. Les hablé de San Jorge explicando que él siempre está con nosotros y adorándolo tenemos una verdadera relación recíproca con él.

Después nos pusimos a cambiar el orden del entrenamiento. Antes de empezar a entrenarse ellos solían ponerse de rodillas y meditar. Pero la meditación es un mal, una ilusión que conduce a la alucinación. Les recomendé que pronunciaran la oración “Padre nuestro” en vez de entregarse a sus sensaciones interiores o simplemente le rogaran a Dios que les diera lo necesario durante el entrenamiento, es decir, fuerza, atención, que los guardara de impulsos pecaminosos, ofensa, envidia, rencor al adversario.

Al principio yo asistía a todos los entrenamientos para ver cómo se comportaban los chicos y las chicas. Durante el entrenamiento se ponen de relieve todos los méritos y faltas de una persona: uno tiene miedo, otro se ofende o se irrita. Después del entrenamiento nos quedábamos unos quince minutos para discutirlo.

Como resultado de un año de trabajo 5 jóvenes de Kamchatka fueron a Serguiev Posad a participar en competiciones importantes. Cuatro de ellos ocuparon los primeros puestos y un chico el segundo.

Así vemos que se puede conducir a Dios y a la fé con ayuda de muchas actividades laicas. Pero no hay que olvidar que si una persona se te ha acercado gracias al tenis de mesa no se puede dejar que permanezca en el mismo nivel espiritual. Tienes que acompañarla, ayudarla a desarrollarse, notar lo que hace de ella el Espíritu Santo. Es una tarea compleja, especialmente para un párroco que tiene numerosos quehaceres. Pero si tú has decidido hacerla y tienes un deseo sincero de ayudar a los jóvenes a convertirse en cristianos, no los dejes, ocúpate de ellos. Dios no te abandonará, te ayuadará en esta obra.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *